Пермская краевая филармония 82-й сезон

Пекарский Марк

Пекарский Марк

«Что такое ударные инструменты? Ответ на этот вопрос мог бы быть очень простым: это инструменты, где основным способом извлечения звука является удар по кожаной перепонке или звучащему телу. Однако вряд ли такой ответ может удовлетворить всякого, кто сколько-нибудь серьезно интересуется ударными инструментами…» Так начиналось обращение исполнителей к слушателям первого концерта Ансамбля, состоявшегося 6 декабря 1976 года в зале Московского дома ученых. С тех пор в течение 30 лет Ансамбль пытается найти достойный ответ на свой вопрос, привлекая для этого все новых и новых композиторов и слушателей.
Основатель Ансамбля, Марк Пекарский начал заниматься музыкой с 13 лет в ансамбле песни и пляски Московского городского дома пионеров у одного из лучших детских педагогов Сергея Александровича Колдобского, к которому ради шутки его отвел старший брат, военный музыкант. Занятия так увлекли подростка, что ничто другое его больше не интересовало. И результатом чего стало его исключение из 8-го класса общеобразовательной школы. Свое профессиональное образование он начал в Москве, в Музыкально-Педагогическм училище им. Гнесиных (класс В.В. Федина) и продолжил его одноименном институте (ныне Российская музыкальная академия) по классу ударных В.П. Штеймана.
Еще, будучи студентом, Марк Пекарский два года проработал в Оперно-симфоническом оркестре Всесоюзного радио и телевидения, а затем перешел в ансамбль старинной музыки «Мадригал», которым в те годы (начало 70-х) руководил его создатель, композитор, клавесинист и органист Андрей Волконский. Именно он познакомил молодого музыканта с современной музыкой, старательно скрываемой властями от слушателей и музыкантов, а также с записями ансамбля ударных «Percussion de Strasbourg». Однажды на гастролях Волконский сказал: «…я знаю, товарищ Пекарский, что у Вас будет свой ансамбль», - и был недалек от истины.
В то же время Марк Пекарский познакомился с такими отнюдь не поддерживаемыми тогдашними генералами от коммунистической музыки композиторами, как Э. Денисов, С. Губайдулина, А. Шнитке, В. Артёмов, которые впоследствии написали для Пекарского и его Ансамбля немало опусов. Первым из них была «Музыка для клавесина и ударных из коллекции Марка Пекарского» (1971) С. Губайдулиной, за которым последовала целая «коллекция» их 10-ти сочинений, с неизменным успехом исполняемых в концертах и несколько раз представленных на различных фестивалях в виде уникальной программы «Антология музыки для ударных Софии Губайдулиной» (фестивали в Брюсселе, Турине, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ереване).
Первое же выступление коллектива было с восторгом принято публикой и прессой. Специально к этому концерту московский композитор Вячеслав Артёмов написал свое теперь уже хрестоматийное произведение «Тотем», которое стало на долгие годы жемчужиной репертуара Ансамбля Пекарского, и, по сути, явилось первым серьезным российским сочинением для ансамбля ударных. Сегодня в портфеле Ансамбля свыше 100 партитур, написанных специально для него. София Губайдулина и Эдисон Денисов, Альфред Шнитке и Александр Кнайфель, Вячеслав Артёмов и Владимир Мартынов, Александр Вустин и Виктор Екимовский, - несколько поколений российских композиторов внесли свою лепту в создание уникального репертуара Ансамбля. Сочинения В. Мартынова объединились в «Pekarsky-Percussion-Book», целиком исполненную в концерте ансамбля на фестивале в Хельсинки в 1991 г.
Поистине триумфальным был дебют Ансамбля в 1986 г. на «36-м Берлинском Фествохе» в западном Берлине. Газета «Берлинер Моргенпост» назвала Ансамбль Пекарского восточным конкурентом «Percussion de Strasbourg» – самого известного ансамбля ударных в Европе, а газета «Тагесшпигель» – «катализатором творчества советских композиторов».
Увлечение шумовой музыкой привело к созданию в 1987 г. программы «Из истории шумовой музыки ХХ столетия», исполненной в Концертном зале им. Чайковского в Москве и изданной впоследствии на компакт-диске. Специально к этому концерту Э. Денисов сделал оригинальные аражировки советских песен 30-х годов «Пароход плывет мимо пристани» (музыка для шумового оркестра», 1986).
Следующим этапом в развитии Ансамбля явились работы в жанре инструментального театра, впервые с блеском продемонстрированные в концертной программе «Новые начинания» в Глазго в 1989 г. «Вы думали, что существуют четыре элемента музыки. Не так ли? Мелодия, гармония, ритм и тембр? Их пять, что наглядно показал Марк Пекарский на втором концерте в воскресение. Добавьте театр!», - писала газета «Глазго геральд». Впоследствии эта программа была исполнена в Концертном зале им. Чайковского и записана телевидением, что послужило основой для двухчасовой передачи «Инструментальный театр Марка Пекарского». Вторую ее часть составило коллективное сочинение восьми московских композиторов, посвященное памяти великого итальянского композитора Луиджи Ноно «Волшебный дар синьора Луиджи», написанное по инициативе Марка Пекарского, лично знакомого с Ноно, и по заказу миланского издательства «Риккорди».
Так в процессе работы над концертными программами выступления Ансамбля Пекарского превратились в своеобразные театрализованные представления и способствовали созданию на российской сцене нового жанра «Percussion Performans». Опыты эти были представлены римской и парижской публике на театральных фестивалях.

О. Колесникова

Вернуться


Концерты

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно