Пермская краевая филармония 82-й сезон

В гостях у маэстро

В гостях у маэстро
16 июня 2016

В Перми завершился седьмой фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…»

Инесса Суворова

Эта неделя для культурной части населения Перми прошла под знаком выдающегося дирижера и скрипача Владимира Спивакова. В краевой столице в седьмой раз с успехом прошел седьмой Всероссийский фестиваль, организованный при поддержке Министерства культуры Пермского края и Министерства культуры РФ.
– Это фестиваль–долгожитель, поскольку идет уже седьмой год, – сказала директор филармонии Галина Кокоулина. – И мы очень признательны Владимиру Теодоровичу за то, что программы его фестивалей всегда интересны. Он привозит в Пермь талантливых молодых исполнителей, которые уже стали лауреатами международных конкурсов. Не исключение и это мероприятие.

В четвертый день фестиваля перед пермской публикой сыграл совсем юный, но уже титулованный пианист Александр Малофеев — обладатель первой премии и золотой медали VIII Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. 14–летний исполнитель сыграл концерт для фортепиано с оркестром №3 До мажор С. С. Прокофьева.

Из других звезд – камерный ансамбль, лауреаты международных конкурсов Сергей Догадин (скрипка) и Александр Бузлов (виолончель). Вместе с Национальным филармоническим оркестром России они исполнили концерт для скрипки, виолончели и оркестра Ля минор Брамса. По мнению Спивакова, это нечасто звучащее произведение, и его надо играть особенно хорошо. Впрочем, здесь, в городе, который любит и ценит музыку, можно играть произведения любой сложности, поскольку аудитория к этому готова.

– Пермская публика настолько прекрасна, что никогда не подводит выступающих, – сказал маэстро. – Хотя очень жаль, что в таком городе, где чувствуется прекрасная энергетика, до сих пор нет достойного концертного зала. В отличие, например, от Омска, который выглядит очень сонным городом, губернатор сделал такой подарок – построил достойный концертный зал.

Тем более, что, по словам Владимира Спивакова, за последние годы сложно припомнить, когда филармонический зал не был бы полностью заполнен.

– Думаю, что в филармонии люди получают то, чего им не хватает в обычной жизни: красоту, утешение, гармонию, – говорит он. – Они ощущают себя настоящими людьми. В музыке нет агрессии, которой полна реальная жизнь. Музыка – это возможность расслабиться и почувствовать связь с мирозданием. Все–таки мы – его часть.

Эксклюзивным событием фестиваля стал вечер–открытие, когда маэстро выступал не в качестве дирижера Национального филармонического оркестра России, а скрипача–виртуоза. Дирижировал в это время – эстонский дирижер Михаил Гертс. Слушатели услышали увертюру к опере «Фиделио» Бетховена, Концерт для скрипки с оркестром №2 Ре мажор Моцарта и Симфониетту Корнгольда.

Главным же было звучание скрипка Страдивари, дата рождения которой обозначена 1713 годом. Спиваков, которому ее купили меценаты и передали в пожизненное пользование, не расстается с ней уже 10 лет. По его словам, они с инструментом не сразу нашли общий язык, года два: «притирались» друг к другу характерами. Ее стоимость – 2,5 миллиона долларов. В Перми она звучала идеально. Зрители были в полном восторге.

Для тех, кто в силу различных причин не смог приобрести билет на открытие фестиваля, была организована онлайн–трансляция из Большого зала в Органный. Такой подарок горожанам делается в рамках проекта «Виртуальный зал». Кроме того, все концерты фестиваля транслируются в режиме реального времени на сайт филармонии и в филиалы «Виртуального зала» в Пермском
крае — в Губаху, Березники, Кунгур, Красновишерск и Полазну.

Один день из всей программы был посвящен городу Краснокамску, куда традиционно отправляется фестиваль. В этом году там прозвучала программа «Вальсы и польки семейства Штраусов», дирижер – Александр Соловьев.

Особое место на фестивале было отведено 400–летию с момента смерти великого поэта Уильяма Шекспира.

Актер и режиссер Петр Татарицкий представил музыкально–драматическую композицию «Лики Шекспира», которую придумала органистка, профессор Московской консерватории и главный редактор журнала "Музыкальная жизнь" Евгения Кривицкая.

– Спектакль получился необычный, это концерт–спектакль. Короткие монологи самых известных героев Шекспира, среди которых Ромео и Гамлет, Проспер и Фальстаф, – рассказала она. – Лики героев очень разные – сатирические, романтические, героические. Каждый из них должен был найти отклик в музыке, которая большей частью английская. Все это вместе увязано в большие сцены, когда музыка либо предваряет художественное слово, либо договаривает то, что не сказано, а иногда идет вровень с чтением.

В спектакле приняли участие лауреаты международных конкурсов Сергей Ванин, контр–тенор из Санкт–Петербурга, и солист оркестра Большого театра России Иван Паисов, гобой (Москва).

Каждый день фестиваля филармонический зал был переполнен. Пермская публика действительно умеет ценить прекрасное и знает толк в высоком искусстве. Она тактична и бережна. Но ей бывает очень стыдно, когда в сотый раз со сцены она слышит губернаторские обещания о строительстве концертного зала. Можно ведь и не повторяться – особенно, если нет возможности выполнить обещанное.

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно