Пермская краевая филармония 82-й сезон

Премьера за премьерой

Премьера за премьерой
15 октября 2015

Дело не в вечности классики, а в форме её подачи: краевая филармония убедительно доказывает это своими юбилейными проектами

Пермской филармонии — 80 лет. В России немного концертных институций, которые могут похвастаться столь солидным возрастом. Но Пермская филармония — одна из лучших не только по количеству прожитых лет, но — главное — по качеству происходящего в её концертных залах. Это утверждают все: и приглашённые музыканты самого высокого исполнительского уровня, и искушённая публика, которую одними разговорами о рейтингах не проведёшь. 


Юровский и Кокоулина

Дирижёр ГАСО им. Светланова Владимир Юровский и директор Пермской краевой филармонии Галина Кокоулина

Выбор «Онегина» предопределён
Концертная версия оперы Чайковского «Евгений Онегин» — это абсолютная премьера, которая открыла юбилейный сезон. Состав исполнителей впечатляет: Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан — первый российский региональный коллектив, выступление которого было записано на популярном во всём мире телеканале Mezzo, и солисты Большого театра России, театра «Новая опера», Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко: Агунда Кулаева (контральто), Наталья Петрожицкая (сопрано), Алексей Татаринцев (тенор), Дмитрий Зуев (баритон) и Денис Макаров (бас). За дирижёрским пультом — заслуженный артист России Александр Сладковский. Волшебные строки из пушкинского романа в стихах звучали в исполнении блистательной актрисы, народной артистки России Чулпан Хаматовой, которая стала главным украшением вечера.

Перед спектаклем актриса призналась, что именно этот роман Пушкина сыграл значительную роль в её жизни, поэтому участвовать в проекте для неё вдвойне ответственно: «На моей жизни он отражался несколько раз, потому что чем больше нам становится лет, тем у нас трагичнее жизненный, личностный, любовный опыт. Поэтому каждый раз стихи Пушкина прочитываются по-новому, и это удивительное свойство гениального произведения».

По словам директора филармонии Галины Кокоулиной, выбор произведения для достойного открытия юбилейного филармонического сезона оказался заранее предопределён: в Год литературы в России и 175-летия со дня рождения П. И. Чайковского таким произведением мог стать только «Евгений Онегин». Надо ли говорить, что мимо возможности воспринять оперу и роман в необычном формате Пермская филармония, славящаяся своим стремлением к уникальности, пройти не смогла.

Слушатели вновь стали свидетелями того, как по-новому может быть исполнено и воспринято то, что большинству завсегдатаев филармонии известно наизусть и, что называется, до ноты. И дело не только в «вечности» классики, но и в её подаче. Премьера удалась: после того как прозвучали последние аккорды концерта, слушатели громко кричали «Браво!», аплодировали стоя, несли цветы артистам и долго не отпускали музыкантов.

Итальянцы сняли фильм о Перми и филармонии
Через несколько дней после открытия юбилейного сезона краевая филармония вновь ошеломила пермяков. Масштабный парад крупнейших симфонических оркестров мира продолжил поистине звёздный коллектив — Национальный симфонический оркестр Итальянского радио (RAI). Солистка — одна из ведущих скрипачек мира, лауреат международных конкурсов, обладательница скрипки «Миша Пиастро», созданной Карло Бергонци в 1739 году в Кремоне, Анна Тифу, которая уже в 12 лет дебютировала в знаменитом La Scala. Дирижёр — художественный координатор Академического оркестра Миланского театра La Scala Марко Анжиус.

Галина Кокоулина, директор Пермской краевой филармонии:

— В юбилейный год мы знакомим жителей Прикамья с зарубежными оркестрами. В плане культурного обмена мы дружим со многими европейскими коллективами.

Те продюсеры, которые работают с Национальным оркестром Итальянского радио, нам тоже хорошо знакомы по ряду совместных проектов. Концерты коллектива состоялись только в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Перми. Согласитесь, попасть в четвёрку самых рейтинговых филармоний — многого стоит.

В составе делегации приехали также директор Гостелерадио Италии, журналисты самых престижных изданий и операторы. Они снимали и публику, и концерты, и города, где побывали. По итогам турне по центральному ТВ Италии будет транслироваться фильм о поездке в Россию.

За последние несколько десятков лет это первое столь масштабное турне европейского коллектива по нашей стране и первые гастроли в России прославленного оркестра итальянского Гостелерадио.

Марко Анжиус, дирижёр Национального симфонического оркестра Итальянского радио:

Мы в первый раз в России, и для нас это очень важные гастроли по многим причинам. Прежде всего это большая ответственность, поскольку мы представляем не просто Италию, а культуру целой страны. В программе, конечно же, присутствовали произведения русских композиторов, в частности С. В. Рахманинов в новой обработке итальянского композитора Респиги. Убеждён, что это новый этап международных связей между Италией и Россией. И для нас это особенно волнительно.

Кроме жителей Перми услышать великую музыку Россини, Паганини, Роты и Рахманинова смогли жители Губахи, Кунгура и Березников в режиме реального времени, благодаря проекту филармонии «Виртуальный концертный зал».

Башмет сыграет над водами Стикса
Следующий масштабный проект ждёт пермяков 14 октября. На сцене Большого зала в рамках проекта «Сделано в Перми» будет представлена премьера поэмы для альта, смешанного хора и оркестра «Стикс» современного грузинского композитора Гии Канчели, автора музыки к прославленным фильмам «Мимино» и «Киндза-дза!». К слову, мало кто знает, что древняя река, что течёт под нашим городом, носит название Стикс. Ещё и поэтому чрезвычайно важно и престижно, что хоровые партии исполнят пермские коллективы — Уральский камерный хор филармонии под управлением народного артиста России Владислава Новика и академический хор «Млада» под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Ольги Выгузовой. Соло на альте прозвучит в исполнении народного артиста СССР Юрия Башмета, которому композитор и посвятил своё сочинение, хотя название произведению дал совсем не он, а другой скрипач — Гидон Кремер.

Создал своё инфернальное сочинение Гия Канчели, когда переживал утрату родных и друзей в начале собственного шестидесятилетия. Когда два близких друга композитора Авет Тертерян и Альфред Шнитке умерли в конце 1990-х годов, это и дало ему стимул, чтобы создать «Стикс» — экзистенциальное желание не допустить разъединения двух миров. Сам Канчели так объясняет своё посвящение Юрию Башмету: «Я выбрал Башмета, потому что голос альта способен объединить миры живых и мёртвых, которые разделены водами Стикса. Только альт с его богатством, звуком и предопределённо низкой экспрессией может привести душу к примирению, миру и согласию...»

При этом Башмет, как он сам выразился в один из своих визитов в Пермь, выступает в драматической роли Харона, перевозящего души умерших в вечное царство Аида.

«Варшавская симфония»
В ноябре симфоническую эстафету подхватит известный симфонический оркестр Sinfonia Varsovia из Польши. Более 30 лет назад директор центра искусств «Студия И. В. Виткевича» Вальдемар Домбровский и режиссёр Польского камерного оркестра Францишек Выбраньчик пригласили легендарного скрипача Иегуди Менухина выступить в Польше в качестве солиста и дирижёра. Первые же концерты оркестра были восторженно встречены публикой и критиками, а сам Менухин без колебаний принял предложение стать первым приглашённым дирижёром нового симфонического оркестра, названного Sinfonia Varsovia («Варшавская симфония»). Кроме Москвы знаменитый оркестр выступит лишь в Перми, где прозвучат сочинения польских композиторов Шопена и Монюшко.

Юбилейный подарок от ГАСО
Кульминацией симфонического парада станет концерт-чествование, посвящённый 80-летнему юбилею филармонии. Это будет выступление гордости отечественной музыкальной культуры — Государственного академического симфонического оркестра им. Е. Ф. Светланова под управлением одного из лучших дирижёров мира Владимира Юровского — всемирно известного дирижёра, сотрудничающего с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами. 12 лет музыкант был музыкальным руководителем Глайндборнского оперного фестиваля. Сегодня Юровский — художественный руководитель ГАСО и главный дирижёр Лондонского филармонического оркестра.


Подробнее: http://www.newsko.ru/articles/nk-2786821.html

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно