Пермская краевая филармония 82-й сезон

Она, как полдень, хороша

1 марта 2008

«Новости культуры», № 06 (017) Галина Баталина, музыковед.

Елена Максимова, молодая звезда отечественного вокала, лауреат трёх международных конкурсов, солистка Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, впервые выступила в родном городе — на сцене Органного зала Пермской краевой филармонии. Концерт состоялся в рамках абонемента филармонии «Вокальные параллели».
«Я вышла на сцену с трепетом», — скажет она, блистательно исполнив сложнейшую программу, благодарной публике и своему педагогу Людмиле Михайловне Сырвачевой. За кулисами, выйдя передохнуть на несколько секунд, строго предупредит меня, ведущую концерта: «Не надо хвалить!»
Свершилось!
«Ощущение успешности — опасное чувство, — уверена Елена Максимова. — Сегодня получилось, и слава Богу! Все это — тонкий лед. Главное — стимул и постоянная работа!»
Она мало бывает в последнее время в России, занимается творчеством в режиме non-stop, выступая на лучших сценах Европы с известными дирижерами и режиссерами. Восемь спектаклей «Пиковой дамы» через день во Франции, концерты в Пскове, Екатеринбурге, «Кармен» в Москве, филармонический абонемент «Вокальные параллели» в Перми, и уже на следующий день концерт в своем театре — контекст пермской встречи. «Это — мой отчет за десять лет», — с улыбкой, под фотовспышки, сообщит она после концерта преподавателям и концертмейстерам.
«Дерзайте, это прекрасно!» — пожелает студентам и юным певцам, на ходу раздавая автографы. И с полными руками цветов помчится на короткую встречу с друзьями…
Дорога для одержимых
«Божественный, бархатный голос! Необычайная музыкальность, великолепная память, хорошая голова. И — одержимость в стремлении овладеть искусством пения», — так характеризовала свою любимую студентку, вспоминая годы учебы, Л. М. Сырвачева. Она, как и все, услышала ее в концерте в первый раз. Записи, мимолетные сюжеты в «Новостях» телеканала «Культура», звонки, общение — успехами Лены активно интересовались в стенах музыкального колледжа. И мечтали услышать.
Она поступила на отделение хорового дирижирования в 15 лет. Окончила его, занимаясь по специальности в классе Валерия Николаевича Нечаева. С 3-го курса начала совмещать два отделения. Два года занималась у Елены Александровны Логвиновой, затем — у Л. М. Сырвачевой. Много трудилась, потому что за плечами имела только музыкальную студию. Работала усердно, старательно решая все технические проблемы. Ее поддерживали концертмейстеры Людмила Ивановна Яблоновская, Галина Анатольевна Нелюбина. Она всегда с удовольствием пела в концертах.
Заметили Лену в Москве на международном конкурсе «Bella voce». Но тогда она заболела и выбыла из состязания. Потом выдержала огромный конкурс при поступлении в Московскую консерваторию. Еще студенткой получила статус солистки театра, где поет сейчас. Три года подряд становилась лауреатом и обладателем призов на престижных международных конкурсах: имени Глинки, «Янтарный соловей» в Калининграде. На конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге получила специальный приз зрительских симпатий. Окончила аспирантуру Московской консерватории в классе профессора, солистки Большого театра России Л. А. Никитиной.
В стиле канте хондо
Для дебюта на пермской сцене Елена выбрала сложную программу. В первом отделении — мотивы Испании. Сначала — цикл «Испанские песни» Шостаковича (opus 100, 1956 год, русский текст С. Баютина и Т. Сикорской). Затем — «Семь испанских народных песен» Мануэля де Фалья (испанский композитор, сочинение 1914 года). Здесь использованы элементы старинного андалузского (южноиспанского) пения: стиль канте хондо — пение глубоким низким голосом, традиция фламенко. Красота тембра, ревность звучания, эффектные фиоритуры, тонкие звуковые нюансы, вкус, мастерство — публика оценила все в полной мере. И, конечно, не только певицу, — еще и прекрасный ансамбль с пианисткой Екатериной Ганелиной, музыкантом чутким и виртуозным, концертмейстером Московской консерватории, внучкой профессора Уральской консерватории Иосифа Ганелина и дочерью Л. А. Никитиной (педагога нашей сегодняшней героини). Вместе Елена и Екатерина выступают с конкурса имени Глинки 2001 года.
Во втором отделении звучали шедевры европейской оперной классики и романсы Рахманинова. Песенку Эболи из «Дон-Карлоса» Верди сменяла изысканная французская ария Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила». Затем — искрометный Россини: ария Изабеллы из оперы «Итальянка в Алжире» и каватина Розины из «Севильского цирюльника». Галерея характеров, палитра чувств. Мелодическое богатство и виртуозный блеск, масштабность.
Пять романсов Рахманинова в исполнении
Е. Максимовой — пять «историй любви»: от «Полюбила я на печаль свою» до «Она, как полдень, хороша». Тонкость чувств, психологические нюансы, ощущение внутренней драматургии, владение формой миниатюры — и всё под шквал оваций.
«Это огромная ответственность — донести до слушателей каждый романс. Камерные программы — самые трудные», — скажет Лена после концерта.
Завершая выступление в Перми, она «выдаст» эффектную «Пляску смерти» Сен-Санса, а в «бисовках» предстанет роскошной белокурой Кармен.
Почти блиц
Наобнимавшись со множеством друзей, учителей, поклонников, гостья присела в тишине рядом с педагогом и концертмейстером для обещанного интервью. Стремительно летели часы и минуты до самолета, на улице «под парами» ждала машина. И потому общались почти «морзянкой»…
— Что любите больше?
— Сейчас — театр, выступления с оркестром. Это легче, чем камерный жанр.
— Лучшие партии?
— Не могу не любить то, что делаю. Но все же — Кармен, Полина.
— Самые яркие события?
— В духовном плане — наполняюсь энергетикой прекрасных музыкантов: маэстро Фьёре в «Кармен» в Баварской опере, певца Питера Штайна и дирижера Кирилла Петренко в «Евгении Онегине» и «Пиковой» в Лионе (Франция). (Добавим: ранее — Маддалена в «Риголетто» в Баварской опере с Зубином Мета, премьера оратории Кшиштофа Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» с автором за пультом.)
— Что впечатляет в Европе?
-То, что там отошли от старого искусства. Певцы буквально «проживают» свою партию на сцене. «Тоска» на Бременском фестивале прямо на озере — это «поющее тело» примадонны. «Саломея» в Баварской опере — модерн. Приходится работать с разными режиссерами. Подписываешь контракт, и только на вводной репетиции понимаешь, чего от тебя хотят. Как-то в Америке в «Онегине» попали в спектакль с ковбоями и геями… Хорошо, что в нашем театре есть режиссер Александр Титель — образец органичности, умеющий увлечь публику, делая спектакли без «нафталина».
— Как беречь голос?
— Больше отдыхать. Дыхательной гимнастикой заниматься. Желательно — и тренажерами.
Я безумно люблю танцевать. Могу пойти на дискотеку, отдыхая где-нибудь на море. Вышиваю крестиком. С удовольствием просто лежу в постели.
— Что для вас значит Пермь?
— Мой город. Бываю дома один-два раза в год, чаще летом. Уехала десять лет тому назад. Вернуть бы то беззаботное время! Сегодняшний концерт — это все, чему научилась. Я пела с особым волнением и — с любовью!

«Новости культуры», № 06 (017) Галина Баталина, музыковед.

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно