Пермская краевая филармония 82-й сезон

Над пермскими водами Стикса

Над пермскими водами Стикса
16 октября 2015

В Большом зале филармонии с огромным успехом была представлена пермская премьера симфонической поэмы для альта, смешанного хора и оркестра «Стикс» современного грузинского композитора Гии Канчели, автора музыки к прославленным фильмам «Мимино» и «Кин-дза-дза».

К слову, одна из рек, что течет под нашим городом, носит название «Стикс». Юрий Башмет, исполнивший на альте партию Харона, перевозящего души умерших в вечное царство Аида, не знал об этом и страшно удивился: «Не зря же я столько лет мечтал сыграть «Стикса» именно в Перми!..»

Премьера состоялась в рамках проекта филармонии «Сделано в Перми», который предполагает, что на одной сцене встречаются исполнители не только из разных городов России, но зачастую и стран, которые ранее никогда не музицировали вместе. Оркестровая миссия была возложена на Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением заслуженного артиста России Александра Сладковского. Кстати, этот первый российский региональный коллектив, выступление которого было записано на популярном во всем мире телеканале Mezzo, в Перми бывает часто и жители нашего города чрезвычайно высоко оценивают уровень его профессионального мастерства.

Сложнейшие хоровые партии блестяще исполнил большой сводный коллектив, в который вошли певцы Уральского камерного хора филармонии под управлением народного артиста России Владислава Новика и академического хора «Млада» под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Ольги Выгузовой.

Свое инфернальное сочинение Гия Канчели создал, когда переживал утрату родных и друзей в начале собственного шестидесятилетия. Кончины двух близких друзей Авета Тертеряна и Альфреда Шнитке в конце 1990-х годов вызвали у композитора экзистенциальное желание не допустить разъединения двух миров и создать «Стикс», посвятив его Юрию Башмету. Правда, название произведению дал совсем не он, а другой скрипач – Гидон Кремер. Сам Канчели так объясняет свое посвящение альтисту: «Я выбрал Башмета, потому что голос альта способен объединить миры живых и мертвых, которые разделены водами Стикса. Только альт с его богатством, звуком и предопределенно низкой экспрессией, может привести душу к примирению, миру и согласию…»

У Юрия Абрамовича своя версия той же истории:
– ...В Амстердаме, на премьере «Стикса» Гии Канчели, со мной приключилась чудная история. Незадолго до этого Гия позвонил: «Слушай, не могу коду придумать. Тебе посвящается. Помогай». Ну как музыкант может помочь композитору? На репетициях в Амстердаме, которые проходили очень сложно, как всегда бывает, когда готовишь мировую премьеру, мне встретился режиссер документального фильма о Гии Канчели. Между нами сразу возникла антипатия – он с самого начала стал наезжать: вот вы, музыканты, в детстве в футбол не играли, реальной жизни не знаете.

И я ему предложил на спор, на бутылку коньяка «Хеннесси», проехать на велосипеде задним ходом, сидя на руле. Я в своей львовской молодости столько выиграл пари, исполняя этот трюк, что в успехе был уверен полностью. Обычно при езде задом наперед все сразу падают. Но я знаю фокус, при котором поворачиваешь правильно. Он стал отговариваться: мол, если я упаду и сломаю руку, премьера сорвется. Договорились сразу после премьеры. За пять минут до выхода Гия приносит мне в артистическую три варианта окончания «Стикса». Мы решаем, какой из них исполнить сегодня, а в зале – весь Амстердам.

После премьеры, невероятно счастливый, я вышел с охапкой цветов на улицу и увидел серую физиономию этого режиссера. «Коньяк?» – спросил я. «Велосипед?» – спросил он. Голландия – велосипедная страна. Я бросаюсь к симпатичной девушке, вывозящей свой велосипед из парковочных прутьев: «Дайте мне велосипед на одну минуту! Все цветы – ваши! Мы только что концерт сыграли. У нас тут спор».

Он поставил коньяк, я поехал, с шиком развернулся, отдал велосипед. Так она и уехала с цветами, обалдевшая. А мы пошли праздновать в ресторан. Что такое счастье? Подумалось – вот уже несколько лет я не мог прямо сказать себе: счастлив. А в тот вечер я был счастлив дважды: этим подарком – премьерой «Стикса» и не менее – тем, что проехал на велосипеде и выиграл спор. И я понял: счастье не имеет размеров. Я пребывал в потрясающем настроении. А наутро позвонил Гия из Антверпена: «Юра, я тридцать пять минут слушал эту ерунду, чтобы узнать, правильно ли мы с тобой решили коду. И вот вместо коды ты едешь задом на велосипеде!» Оказалось, этот режиссер записал на видеокамеру мой чемпионский проезд, стерев при этом последние такты концерта. Все как в грузинской короткометражке!..

 

источник

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно