Пермская краевая филармония 82-й сезон

Мир на клавишах органа: лики фестиваля. Журнал "Национальный бизнес"

29 ноября 2011

VI по счету, ноябрьский Международный фестиваль органной музыки давно стал традицией Пермской филармонии и культурным брендом Прикамья. Необычная программа фестиваля удивила даже самых искушенных ценителей органной музыки и заинтересовала слушателей, впервые пришедших на встречу с Королем инструментов. Цель фестиваля - концентрация самых свежих и интересных явлений в сфере органного исполнительства, желание выйти за рамки обычного представления об органной музыке и продемонстрировать необычные возможности органного звучания, творческому коллективу Пермской филармонии полностью удалась.

Галина Баталина
VI по счету, ноябрьский Международный фестиваль органной музыки давно стал традицией Пермской филармонии и культурным брендом Прикамья. Необычная программа фестиваля удивила даже самых искушенных ценителей органной музыки и заинтересовала слушателей, впервые пришедших на встречу с Королем инструментов. Цель фестиваля - концентрация самых свежих и интересных явлений в сфере органного исполнительства, желание выйти за рамки обычного представления об органной музыке и продемонстрировать необычные возможности органного звучания, творческому коллективу Пермской филармонии полностью удалась.
Две премьеры, семь стран, новые участники, свежие направления в академических концертах, попытка разговора языком современного искусства, каскад знаменательных дат и посвящений – так выглядела панорама Пермского органного фестиваля.
Главные новации последнего музыкального форума – современная хореография (группа «Contrast-Dance» - Мигель Серменьо, Мексика, Йосико Ваки, Япония) и видеопроекции (орган – Роман Перуцкий, Польша, VJ Malbred – Санкт-Петербург). Именно эти эксперименты, призванные вывести фестиваль на качественно новый виток развития, вызвали самые эмоциональные отклики зрителей.
Одна из премьер фестиваля связана с именем Перуцкого. Сегодня это один из самых известных органистов Европы, который исполнил более двух тысяч программ - сольных, камерных, с симфоническими оркестрами. Он представил премьеру органного произведения «Танцы», созданного в 1619 году неизвестным автором. Табулятура, сделанная на основе старинной системы записи музыки, предоставлена Кафедральным собором Оливы.
Из шести дней ровно половину фестиваль «разговаривал» с «французским акцентом». Так, первые в Перми выступили Жан Гийю - штатный органист Парижского собора Святого Евстахия (Сент-Эсташ), широко концертирующий органист-виртуоз, обладающий особым вкусом к концертной импровизации, и Кристоф Гюйда – молодой органист из Базилики Сакре-Кёр (г. Марсель).
Безоговорочный позитив остался в памяти от очаровательной пары - красавицы Фабьен Конрад (сопрано) и элегантного острослова Сильвена Плюйо (орган). На прошлогоднем фестивале дуэт удостоился приза зрительских симпатий. В этот раз они были приглашены вновь, с аккордеонистом-виртуозом Оливье Урбано. Получился веселый музыкальный спектакль с изысканными композициями, с легкими импровизационными диалогами с залом. Одно слово - charme (шарм)!
Утонченного шарма фестивалю добавил и тот факт, что большая часть прозвучавших на фестивале произведений – также музыка французских композиторов: Алена, Сен-Санса, Лангле, Дюруфле, Дакена, Бернье, Массне, Легара, Франка, Гуно.
Многих впечатлила фестивальная программа с предпосланным ей эпиграфом из А. Городницкого: «Как торжественен хор, воспевающий каждую душу!». Органная музыка М. Таривердиева (к 80-летию со дня рождения) прозвучала в исполнении молодого органиста Кристофа Гюйды (Франция) и Уральского государственного камерного хора Пермской филармонии (художественный руководитель – народный артист России Владислав Новик). К сожалению, мало кто знает, что композитор Микаэл Таривердиев оставил всем известную музыку не только для кино, вокальные циклы и концерты, но музыку, написанную специально для органа. Композитор придавал особое значение органу и своим произведениям для органа. Он считал, что орган - это тот инструмент, который вернет людей в концертные залы, что он обладает какими-то уникальными возможностями воздействия на людей. Прочувствовать на себе это воздействие, помноженное на необычные интерпретации и звуковые краски хора, мог каждый слушатель этого незабываемого концерта.
В тот же вечер состоялось первое исполнение в России «Торжественной мессы» Ж. Лангле (к 100-летию со дня рождения) композитора и органиста XX века, который в своей музыке сумел соединить музыкальные традиции нескольких веков.
Отдельного внимания заслуживают программы для детей, которые филармония сумела удачно вписать в общую концепцию фестивальных программ. В Перми и Верещагино была рассказана «История о старом органе или Озорное привидение и пропавшая фуга». А днем позже на суд юных слушателей была представлена концертная программа для детей «Петя и Волк» с музыкой С. Прокофьева, Д. Шостаковича, К. Сен-Санса, Дж. Россини. «Петя и волк» - этот шедевр советской музыки для детей Прокофьев написал в жанре симфонической сказки для чтеца и оркестра. Литературный текст незатейливой истории о пионере Пете, проявившем охотничью смекалку и взявший в плен кровожадного волка, композитор сочинил сам. Задумал при этом задачу педагогическую: дать каждому герою сказки конкретную звуковую краску, чтобы познакомить юных слушателей с инструментами симфонического оркестра.
Участники концерта - солистка Пермской филармонии Евгения Камянская и брасс-квинтет «Аристократ» формат выбрали затейливый. Переосмыслили партитуру в органной регистровке и тембрах медных духовых с ударными. Почти синхронно запустили на экран кадры диснеевского мультфильма. Текст чтеца, по Прокофьеву, поручили доброму сказочнику народному артисту РФ Владимиру Гинзбургу. Получилось всё по-новому, увлекательно и свежо.
Дополнили сказку мини-концертом от классики – до джаза. То труба-пикколо с органом мелодии Шнитке под старину представляла, то дуэт трубы и тромбона озвучивал «кошек» Россини, то басистая туба играла «Розовую пантеру» Манчини, то тромбон с сурдиной – романс «Лягушки»…
Что до взрослых, то им в благодарность за выбор программы фестиваля и за приобщение детей к миру музыки, музыканты подарили классику джаза – Ноктюрн «Гарлем».
В селе Култаево орган звучал впервые. Музыканты Перми подготовили для этой встречи большую разножанровую программу. Орган — позитив (второй филармонический орган, небольшой по размерам, активно путешествующий в рамках фестивалей по городам и весям краям) звучал вместе с вокалом, трубой, фортепиано и даже с хором.
Финальная программа фестиваля под названием «Подъемлет мощные крыла высокой музыки начало…» прозвучала в канун последнего пермского концерта в Добрянке. И музыка действительно была «высокой»: эпоха Барокко, классицизм.
Переполненный зал слушал, не шелохнувшись, без единого хлопка между частями. Героем вечера стал молодёжный по составу Государственный академический камерный оркестр России. Полвека назад это был Камерный оркестр Рудольфа Баршая, сейчас его возглавляет знаменитый гобоист, продюсер Московской консерватории Алексей Уткин. Его уникальный гобой в «Adagio» Альбинони с оркестром звучал так трепетно и проникновенно, что тронул души не только слушателей, но и музыкантов. Как рассказал маэстро, к составлению программ он подходит как режиссер. Бах, Гендель, Гайдн – такой была основа концерта.
Публику впечатлила 18-летняя скрипачка Шарлота Воронкофф, которую на родине, в Германии, называют «гордостью» и «чудом». В 2010-м она участвовала в концерте, посвященном открытию чемпионата мира по футболу в Германии. В этот раз на фестивале играла с органистом из Финляндии Сонату Баха. С Вилле Урпоненом, преподавателем Академии в Хельсинки, президентом Финского Органного общества, они встретились впервые именно на пермском органном фестивале.
Директор Пермской краевой филармонии Галина Кокоулина:
- Концепция «орган плюс», подтверждая художественный уровень, репертуарные тенденции исполнителей и стабильный слушательский интерес, делает пермский фестиваль практически неисчерпаемым по творческим возможностям, каждый раз открывая новые перспективы.
Фестиваль играет значительную роль в развитии музыкальной культуры региона, приобщая пермяков к лучшим образцам мирового органного искусства. И теперь уже невозможно представить культурную жизнь Пермского края без Международного фестиваля органной музыки.

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно