Пермская краевая филармония 82-й сезон

«Эпилог для педали соло…»

2 июля 2009

В летних афишах Пермской краевой филармонии мелькнуло новое для пермских слушателей имя.

Ему, органисту Александру Новоселову из города Кондопога (Карелия), лишь 25.

«Эпилог для педали соло…»

В летних афишах Пермской краевой филармонии мелькнуло новое для пермских слушателей имя.
Ему, органисту Александру Новоселову из города Кондопога (Карелия), лишь 25. Но есть уже и добротное образование, и зарубежные стажировки. Есть лауреатские звания — и Всероссийского, и Международного статуса.
В творческой биографии — пол-России: музыкальная школа и колледж в Кирове, консерватория в Нижнем Новгороде.
Теперь — магистратура Санкт-Петербургского университета (он — ученик з.а. РФ Даниэля Зарецкого). Мастер-классы и гастроли — от Европы до Сибири.
Такой же размах — и в исполнительской манере, и в репертуаре.
«Старые» мастера и век ХХ-й. Разные национальные школы: Голландия, Германия, Франция и даже Россия. Различные стили и жанры. А еще — переклички эпох. Что особенно заметно было в одной из самых необычных композиций под названием «Эпилог на тему Фрескобальди для педали соло» из сюиты «Памяти Фрескобальди» Жана Лангле. Здесь соединились два имени и два века.
Джироламо Фрескобальди — итальянский композитор начала XVII-го столетия, органист различных соборов Рима, в том числе, собора Св. Петра. Его творчество предопределило развитие музыки для клавишных на несколько десятилетий вперед. Он написал 12 томов светской инструментальной музыки. Оказывается, самый известный сборник органных месс «Музыкальные цветы» (1635-й год) был даже в личной библиотеке И. С. Баха.
Жан Лангле, французский композитор и органист ХХ-го века, учился в Париже в школе для слепых, там же, в Париже, служил в церкви Св. Клотильды.
Необычность пьесы, исполненной в Перми Александром Новиковым — в наличии в ней соло для педали, ножной органной клавиатуры. И, конечно, объединение старины и современности.
Еще одно достаточно редкое для пермских программ имя — французский композитор ХХ-го века Жан Ален. Он погиб на фронте во Вторую мировую в возрасте 29-ти лет. Учился и служил в церкви в Париже. Тяготел к выразительным средствам восточных культур.
Молодой органист предложил пермской публике послушать «Литанию» Жана Алена, сочинение 1937-го года. Название этого жанра духовной музыки в переводе с греческого означает «моление». Аналог в восточно-христианском богослужении — ектения. В такой молитве воззвания и прошения, произносимые обычно дьяконом, чередуются с короткими «ответами» общины (к примеру, с обращением «Господи, помилуй»).
…Быть может, самые горячие аплодисменты музыкант из Карелии услышал в Органном зале Пермской филармонии после исполнения Хоральной прелюдии Микаэла Таривердиева из сборника «Подражание старым мастерам».
Органная музыка Таривердиева, кстати, впервые прозвучала в Перми несколько лет назад в юбилейной программе, где выступало знаменитое три «Меридиан». Приезжала тогда и вдова композитора Вера Таривердиева, музыковед по профессии, посвятившая свою жизнь «продвижению» его музыки и творчества. А после произведения Микаэла Леоновича исполнила молодая органистка из Японии.
Что до «старых мастеров» в оригинале, их музыка составляла едва ли не треть программы Александра Новоселова. Немец Николаус Брунс (XVII-й век), голландец Ян Питерсон Свелинк (XVI–XVII-й в.в.) были представлены в светском варианте. И. С. Бах — в духовном и светском. Немецкая культура рубежа XIX–XX-го веков — в цикле Макса Регера «Интродукция и пассакалия ре-минор».
… Масштабность замысла, разнообразие программы, качество исполнения — пермская публика оценила молодого органиста Александра Новоселова в полной мере.

Галина Баталина

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно