Пермская краевая филармония 82-й сезон

КРЕПКИЙ ОРЕШЕК…

16 января 2012

Первый директор Пермской филармонии Самуил Соломонович Вейхман (1902-1977) прослужил на своем посту 36 лет. В 1974 году в этой должности его сменил заместитель - Владимир Михайлович Матвеев. Сегодня наш рассказ именно о нем - человеке, который помогал талантам найти свое место в искусстве. Быть директором филармонии – особый дар. Не каждому по плечу такое бремя. И надо быть поистине крепким орешком, чтобы о тебе осталась добрая помять…

Татьяна Чернова

КРЕПКИЙ ОРЕШЕК…

Обычно вспоминая о славе Прикамья, или как нынче принято говорить, о ее брендах, перечисляют геологические и исторические достояния, - Демидовские заводы и пушки Мотовилихи, авиамоторы и мотопилы, велосипеды и телефоны. Да, у нашего края мощная промышленность, но не менее богаты мы литературными и музыкальными талантами. Каждая творческая личность уникальна, а на создание коллективов, которые со временем прославили край, порой уходили долгие годы.
Эту роль взяла на себя и с блеском с ней справилась Пермская филармония, которую в этом смысле можно назвать «фабрикой звезд». Первый директор Пермской филармонии Самуил Соломонович Вейхман (1902-1977) прослужил на своем посту 36 лет. В 1974 году в этой должности его сменил заместитель - Владимир Михайлович Матвеев. Сегодня наш рассказ именно о нем - человеке, который помогал талантам найти свое место в искусстве. Быть директором филармонии – особый дар. Не каждому по плечу такое бремя. И надо быть поистине крепким орешком, чтобы о тебе осталась добрая помять…

Родом из простой чермозской семьи, Володя с юности мечтал о работе в артистической среде. Окончив культпросветучилище, он несколько лет «ходил кругами» возле филармонии. И вот мечта сбылась… С 1974 года, почти двадцать лет, он руководил одной из старейших культурных институций Урала.
Новый директор оказался неплохим дипломатом (в творческой «семье» важно найти подход ко всем) и умел защищать своих «птенцов» перед партийным руководством от всякого рода неприятностей. Владимир Михайлович проторил для филармонии дорогу на областное телевидение, а тесное содружество с музыкальным редактором Татьяной Кокшаровой обеспечило, как принято выражаться сегодня, прекрасный пиар своим исполнителям.
Молодой перспективный директор «из местных» Владимир Матвеев освоился в новой должности быстро. У него оказался великолепный «нюх» на таланты! Он не только подхватил идею своего предшественника о создании при филармонии собственных коллективов, но практически «по кирпичикам» сложил музыкальный образ Прикамья, не забывая, впрочем, и о «кирпичиках» дома настоящего. Именно благодаря настойчивым хлопотам Матвеева Пермская филармония обрела свой дом после долгих скитаний - в 1976 году. Просторное трехэтажное здание с подвалом и гаражом (до революции здесь был доходный дом купца Белова) и сегодня еще служит музам для репетиций.
В 70-80-х гг. Матвеев принимает активное участие в создании коллективов, которые сегодня составляют гордость не только всего Пермского края, но и России.
В 1975 году в филармонии появился Уральский камерный хор. Вспоминает заслуженный деятель искусств России, народный артист России Владислав Новик:
- Матвеевым нам были созданы все условия для работы, организованы интересные гастроли по России. Первая виниловая пластинка (1981) в истории филармонии была сделана на нашем репертуаре.
В 1983 году директор принимает «под крыло» филармонии мужской вокальный квартет под управлением Игоря Воронова. Ансамбль был создан в 1979 году солистами Государственного академического русского хора Союза ССР под управлением Свешникова. За десять лет работы в Перми квартет выпустил четыре диска-гиганта с записями древнерусской музыки (первый – в 1985).
Никому неизвестный молодой иллюзионист Владимир Данилин был принят в штат филармонии еще при Соломоне Вейхмане. Однако его профессиональный рост, расцвет творчества и мировое признание пришли к артисту во многом благодаря помощи и поддержке Матвеева.
Вспоминает народный артист России, чемпион мира по магии Владимир Данилин:
- В филармонии я работал в составе небольшой эстрадной группы, которая ездила, в основном, по селам Пермской области. Отработав таким образом шестьдесят концертов, уговорил Вейхмана направить меня на учебу в Москву. Филармония оплачивала ВТМЭИ мое обучение, и через год я должен был привезти новый концертный номер. На учебу меня направили как мима, но я отрабатывал свои трюки: мячи, фокусы с платками, кольца. Проучился всего пять месяцев, как в филармонию пришел новый директор. Владимир Михайлович Матвеев, который в срочном порядке отозвал меня из Москвы: позвонил и сообщил, что приближается V Всероссийский конкурс артистов эстрады, на котором я буду выступать со своими фокусами. Я начал горячо возражать, говорить, что трюки еще сырые, слабые, но он, искренне желая мне добра, был непреклонен: «Тебе надо расти! Конкурс – лучшая школа. Поедешь – и все!
Это известие сильно испортило мне настроение. По возвращении в Пермь я должен был показать худсовету свои новые номера, но я пантомимой не занимался, что же показывать? Пришлось идти к Маслюкову и все ему рассказать: что меня срочно отзывают, а я на учебу был послан как мим, но ничего сделать не успел, так как занимался фокусами. Он выручил меня. Вызвал срочно режиссера, и мы буквально за четыре дня сделали две пантомимы. Их я и представил худсовету во главе с Матвеевым. Мне сказали: «Надо же! За такой короткий срок – два блестящих номера!» Особенно понравилась пантомима с зонтиком, и, правда, неплохая. Я выходил в шляпе с зонтиком, крутил его, а потом зонтик дергал, таскал меня в разные стороны, утягивал за кулисы. Словом – отчитался…
Чуть позже в филармонии появился еще один эстрадный театр Валерия и Надежды Бастраковых «Улыбка». Такая конкурентная среда рождала здоровый дух соревнования, Матвееву это нравилось…
Впервые в Перми образовался и свой эстрадный коллектив «Контраст» с великолепным молодым солистом Виктором Руденко, который быстро завоевал огромную популярность у пермяков. Не менее известны были эстрадные группы «Три цвета радуги», «Уральские самоцветы», «Театр пенсии», «Зори», «Аппетит». «Кантус-квартет» Геннадия Лукиных.
В это же время директор продолжает формировать артистический состав музыкального лектория.
С конца 70-х годов артисты филармонии начинают побеждать на различных конкурсах: лауреатами всероссийских конкурсов артистов эстрады становятся иллюзионист Владимир Данилин (1977), артист разговорного жанра Александр Сумишевский (1981), танцевальная пара Виктор Никонов – Ольга Лебзина (1983), квартет «Каравай» (1970), конкурса вокалистов – Василий Овчаров (Всероссийский – 1980, Всесоюзный им. Глинки – 1990). В 1980-90 гг. международное признание поучили иллюзионисты Елена и Владимир Данилины, Валерий и Надежда Бастраковы, которые становятся первыми иллюзионистами страны - обладателями Гран-при на Международном конкурсе в Карловых Варах. Кроме того, в их творческой копилке I премии на международных конкурсах в 1983, 1985, 1991 гг. Почетными званиями России отмечены заслуженный артист Юрий Иллютович (1982) и народный артист Владимир Данилин (1990).
Рассказывает художественный руководитель ансамбля солистов – исполнителей на русских народных инструментах «Квартет «Каравай», заслуженный артист России Олег Згогурин:
- Долго спорили, как назвать «новорожденного»… Мы предложили для своего квартета народных инструментов название « Каравай», но оно категорически не нравилось высокому начальству. Матвеев тогда дипломатично промолчал, а нам сказал: «Не порите горячку. Выступайте под вывеской «Каравай» неофициально, не указывая название на афишах. А там, глядишь, и приживетесь…» Два месяца мы выступали без «имени». Однако Владимир Михайлович умел договариваться. Мы все-таки стали «Караваем» и с легкой руки Матвеева под этим именем нас узнала вся Европа!
- Европа от нас не убежит, нам концертный план дома выполнить надо, -постоянно напоминал артистам Владимир Михайлович. Он понимал, что главный зритель живет здесь, под боком, и хотя дорог в области практически не было, солисты и коллективы Пермской филармонии часто выступали в сельских клубах и рабочих поселках.
В 80-м в филармонии был создан Отдел художественного воспитания детей и юношества, а с 1984 по 86-й появились 4 сельских филиала филармонии и 3 народных университетов культуры. Зимой гастролировали на дряхлых грузовичках или маленьких «пазиках», а летом на теплоходе по Каме-реке… Об этих плавучих поездках артисты начинали мечтать с зимы…
А сам Матвеев мечтал о концертном зале. Собственный дом у филармонии уже был, а вот собственного концертного зала не было и приходилось принимать столичные коллективы во Дворцах культуры по разным районам города. Так свой первый концерт в Перми «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова давали у «черта на куличках» - во Дворце культуры завода им. Калинина. Но зачастую крупные филармонические коллективы, такие, как симфонические оркестры, большие хоры, ансамбли песни и танца не имели возможности выступить на сцене сельского клуба. Поэтому показать все формы музыкального искусства жителям сельской глубинки позволяли встречи в рамках абонементов с выездом селян в областной центр.
Уже в 80-е годы филармония была инициатором многих фестивалей – «Дни советской музыки», «Дни культуры и искусства Ленинграда в Пермской области», «Молодые таланты России», Фестиваль русской музыки, «Дни музыки Челябинска в Пермской области», «Дни музыки Перми в Челябинской области», «Мастера искусств – труженикам села».
Артисты Пермской филармонии были участниками многих фестивалей и праздников, организованных министерством культуры РФ и Росконцертом. Среди них – фестивали на БАМе и КАТЭКе. По линии Госконцерта и ЦК ВЛКСМ пермяки выезжали в страны Африки, Афганистан, Канаду, Данию, Японию, Югославию, Лаос, Вьетнам, Кампучию, принимали участие в XI и XII всемирных фестивалях молодежи и студентов в Гаване и Москве.
Несмотря на внешнюю открытость, Матвеев был человеком с секретом: природная крестьянская хитринка и осторожность помогали ему управлять большим коллективом, ладить с высоким партийным руководством.
В 1986 г. Пермская филармония торжественно отметила 50-летие. К этому времени в штате организации состояло около ста творческих работников. Было проведено 5100 концертов – в среднем по 14 в день! В юбилейный год Владимир Михайлович был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры».
Вспоминает заслуженный работник культуры России, директор филармонии с 1991 по 2001 годы Светлана Ермакова:
- Человеком Матвеев был одержимый и если что задумает, исполнит обязательно. Он и от подчиненных ждал энергичных, активных действий. Работать с ним было нелегко, но интересно! Филармония при Матвееве стала центром культурной жизни Прикамья – гастроли столичных театров, музыкальные фестивали, лектории, симфонические концерты…
Говорят, Матвеев умел быть жестким, когда надо проявить волю хозяина, и в то же время имел доброе сердце, которым часто пользовались сотрудники… У него была обаятельная, подкупающая улыбка. И он умел ее «включать» вовремя, добиваясь нужного результата. Однако на его долю выпали трудные годы - развал СССР и начало перестройки. Но Владимир Михайлович сумел «договориться» со временем и успел сделать максимум – создать уникальные творческие коллективы, определившие «лицо» филармонии, и начать компанию по строительству собственного Органного зала.
Что и говорить, крепкий был орешек, этот Матвеев…

Директор Пермской краевой филармонии Галина Кокоулина:
- Владимир Михайлович Матвеев в становлении и развитии Пермской филармонии сыграл особую роль. И его вклад в организационный и творческий опыт во всех сферах деятельности, безусловно, неоценим.

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно