Пермская краевая филармония 82-й сезон

Король пермской сцены

10 января 2008

«Новости культуры», № 01(012)

Из истории Перми
Идея появления органа в Перми зародилась еще в конце 80-х годов, когда готовился проект установки этого уникального музыкального инструмента в Феодосьевской церкви (угол ул. Борчанинова и Большевистской); также в середине 90-х годов предпринимались попытки разработки новых проектов установки органа в конференц-зале бывшего Дома Советов и колонном зале института искусства и культуры. Реальные же очертания эта идея приобрела лишь в сентябре 2001 года, после того как губернатор Пермской области Юрий Трутнев издал распоряжение «О реконструкции конференц-зала здания по ул. Ленина, 51, корпус „Б“, под установку музыкального органа».
В ходе международного тендера была определена фирма-изготовитель органа — «Глаттер — Гёц», и всего через год после начала строительства инструмента в Германии он прибыл в Пермь, где 20 декабря 2003 г. состоялась торжественная «инаугурация» нового концертного органа в Органном зале Пермской областной филармонии.
Первый номер
Абонемент № 1 (обратите внимание на порядковый номер!) «Органисты России» — один из самых популярных абонементов, представленных Пермской филармонией. В гости к пермскому органу съезжаются не только именитые музыканты со всей России — из Москвы, Челябинска, Санкт-Петербурга, Уфы — но и из стран Европы. Орган — уникальный инструмент, чья особенность заключается не только в удивительном звуке и величественном воплощении, но и в том, что, по сути, орган и здание, в котором он расположен, представляют собой единое целое. То же самое можно смело сказать и о связи инструмента и музыканта, пермского органа и солистки пермской краевой филармонии Евгении Камянской.
Евгения Александровна Камянская приехала в Пермь после окончания Тверского музыкального училища и фортепианного факультета Казанской консерватории, там же в 1998–2003 годах она прошла курс ассистентуры-стажировки по специальностям «Фортепиано» и «Орган и клавесин». В эти же годы она стажировалась в Высшей школе музыки г. Шпайера (Германия) у профессора Эльке Фёлькер; в университете штата Вашингтон (США, г. Сиэтл) у профессора Кэрол Терри по специальности «орган и методика преподавания органа».
В настоящее время Евгения Камянская является солистом-органистом Пермской краевой филармонии, доцентом Пермского государственного института искусства и культуры и Пермского государственного педагогического университета по классу фортепиано и органа, также ею была организована органная школа для детей, ученики которой недавно выступили перед пермяками с праздничным концертом «Рождество в королевстве органа». Это уже далеко не первое выступление молодых музыкантов в органном зале Пермской филармонии, ведь данная школа появилась еще в 2005 году, и на данный момент Евгения Камянских является единственным преподавателем игры на органе в нашем городе.
От фортепиано к органу

— Евгения Александровна, расскажите, как вы пришли от фортепиано к органу?
— Профессионально я стала заниматься игрой на органе после учебы — после окончания Казанской государственной консерватории и аспирантуры.
Сначала моей учебной и концертной площадкой был католический храм, где я пробовала свои силы в качестве исполнителя. Но уже в 2003 году наступил тот счастливый момент, когда я смогла прикоснуться к органу, появившемуся в Пермской филармонии. Это уникальный современный инструмент с великолепным дизайном, компьютерной системой регистровки, в зале есть система вентиляции и кондиционирования, это помогает поддерживать определенный микроклимат и необходимый уровень влажности.
— Расскажите, пожалуйста, о том, как вы пришли к преподавательской деятельности.
— Годы учебы и практических занятий позволили мне по-настоящему познать и почувствовать этот инструмент; мною было сыграно множество концертов, был охвачен большой репертуар (как сольный, так и ансамблевый) — все это и позволило мне обратиться к педагогической деятельности. Руководство Пермской филармонии любезно пошло мне навстречу и предоставило уникальную возможность преподавать игру прямо здесь, на сцене Органного зала. Мне не просто дают место для занятий, мне помогают приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно участвовать в филармонической деятельности, занять их в концертных выступлениях.
Мне нравится накапливать материал, осваивать разные виды музицирования: с солистами, с хором, с оркестром — филармоническая деятельность предполагает универсализм исполнителя. Также я преподаю игру на органе студентам института искусства и культуры, но там нет своего инструмента, поэтому очень сложно привести обучение в систему: в основном это теория плюс редкие занятия в зале филармонии. А ведь это очень глубокое, серьезное и сложное искусство, которое, тем не менее, детей и студентов очень увлекает.
И в зале, и … дома
— Кто выступил с инициативой открыть первую в Перми органную школу?
— Филармония является «очагом» академического искусства и выполняет просветительскую функцию, охватывая при этом различные виды музыкальных направлений. Таким образом, мое желание работать с детьми совпало с политикой Пермской филармонии. И то направление, которое возглавила я, стало возможным именно благодаря этой позиции дирекции, которая всячески поддерживает воспитание молодого поколения. Наша детская школа игры на органе идеально вписывается в концепцию работы филармонии.
— Почему дети интересуются таким сложным инструментом, как орган?
— Смысл наших занятий заключается не только в том, чтобы просто приобщить детей к освоению инструмента, но и в том, чтобы дети постоянно находились в атмосфере творчества, общались с состоявшимися музыкантами, принимали участие в концертах. К примеру, помимо прочих выступлений мы с ребятами дали два благотворительных концерта на площадке филармонии, посвященных Дню защиты детей.
Что касается мотивации, то у каждого ребенка она своя: у кого-то есть духовная потребность в игре на органе, у кого-то — простой интерес: ведь орган исторически считается «королем» инструментов, он появился аж 2000 лет назад. Сам процесс обучения игре на органе чрезвычайно познавателен. Практика показала, что каждый раз после очередного концерта появляются новые желающие прикоснуться к инструменту и заявить о себе как о музыканте. Широкий спектр звучания, величественность, грандиозность, непостижимость делают орган в глазах ребят чрезвычайно привлекательным. Дети, занимающиеся на этом инструменте, взрослеют гораздо быстрее сверстников, приобретая ни с чем не сравнимый исполнительский опыт.
— Можно ли сказать, что в России сейчас «бум» игры на органе?
— Наверное, да. Во-первых, поднялась волна интереса к этому виду искусства — как у публики, так и у организаций, занимающихся концертной деятельностью; во-вторых, что очень важно, увеличилось количество инструментов. На данный момент органы существуют почти во всех областных центрах. О чем это говорит? О том, что Россия действительно приобщилась к этому виду искусства, хотя когда-то уже было время, когда в нашей стране этот инструмент был по-настоящему популярным. Орган был «домашним» инструментом, приходящие гости слушали его в так называемых салонах. Возможно, сейчас и нет того знания музыки, написанной специально для органа, зато нынешняя публика весьма активно посещает наши концерты, наполняемость зала прекрасная.
Кстати, если сравнивать Россию, к примеру, с Америкой, то в одном только Сиэтле, где численность населения всего 600 тысяч, существует 17 органов! Ведь многое зависит и от религиозной культуры: в Америке много католиков, в России же большинство верующих — христиане. У нас орган преимущественно концертный инструмент, а у них же он есть в любой мало—мальски приличной церквушке.
— Кстати, о «домашних» органах — есть ли у вас дома подобный инструмент?
— Действительно, существуют так называемые «домашние» электроорганы, к примеру, достаточно хорошие инструменты выпускались раньше в Прибалтике, назывались «Прелюдия». По размерам такой орган похож на пианино, правда, цена подобного органа весьма высока, и у меня его пока нет. Соглашусь, что иметь подобный ин¬струмент дома — просто здорово, ведь специфика моей работы такова, что сейчас я могу играть на нем только в филармонии. Часто репетировать приходится поздно вечером, одной, наедине с инструментом, но в этом есть своя прелесть — есть возможность сконцентрироваться, почувствовать характер инструмента, его дыхание. У органа очень сложная конструкция, но, тем не менее, он живой, он дышит, у него есть сердце. Орган — уникальный инструмент, влияющий на душу, характер и сознание человека.
— Вы счастливый педагог?
— Я счастливый человек.
Тяжело, но радостно
— Можно ли поставить знак равен¬ства между понятиями «хороший пианист» и «хороший органист»?
— Нет, здесь нет прямой связи. Конечно же, определяющим фактором является талант человека. Но есть некоторые особенности: к примеру, играть на органе гораздо лучше получается у дирижеров — в силу отлично развитого партитурного мышления.
Так что расхожее мнение о том, что любой пианист легко может стать органистом, не вполне соответствует истине хотя бы потому, что техника игры на органе разительно отличается от техники игры на фортепиано.
— Существует мнение, что играть на органе могут лишь довольно высокие и хорошо развитые физически люди, так ли это?
— Специфика инструмента действительно такова, что желательно иметь длинные конечности. Почему? Потому что очень сложная точка опоры, амплитуда движений, приходится играть и руками, и ногами. Орган может включать в себя от одного до семи мануалов — попробуй-ка дотянуться до седьмого, при этом не забывая про ноги! Должны быть хорошая координация, устойчивая психика, цепкое внимание, уверенность в себе. Если говорить о детях, то лучше начинать заниматься не ранее десяти лет, ведь вначале нужно подрасти, но не просто подрасти, но еще и получить начальное музыкальное образование, ведь без него приступать к обучению игре на органе будет довольно сложно. Также действительно нужна определенная сила, орган — инструмент «тяжелый».
— Для многих маленьких пермяков лучшим подарком стало рождественское выступление в Органном зале филармонии!
— Если говорить о рождественском выступлении, то мы им очень довольны! Мы вместе растим новое поколение: творческое, пытливое, смелое и талантливое.
• Самое удивительное, что «король орган» ничуть не теряет присущей ему величественности от прикосновения к нему детских рук, скорее, дети приобретают несвойственную им в этом возрасте серьезность и ответственность. Юные музыканты наполняются самым удивительным в этом возрасте качеством — детской мудростью и ощущением того, что они тоже имеют отношение к истории — истории пермского органа.

«Новости культуры», № 01(012), стр. 10–11

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно