Пермская краевая филармония 82-й сезон

Классика, которая молода вечно

23 марта 2009

Одна из самых давних филармонических традиций — концерты в честь дня рождения человека, чье имя стало синонимом величия и гениальности. 21 марта — в день, когда 324 года назад родился Иоганн Себастьян Бах, в Органном зале Пермской филармонии звучала его музыка на концерте абонемента № 9 «Молодость классики».

Пермская филармония

Классика, которая молода вечно

Одна из самых давних филармонических традиций — концерты в честь дня рождения человека, чье имя стало синонимом величия и гениальности. 21 марта — в день, когда 324 года назад родился Иоганн Себастьян Бах, в Органном зале Пермской филармонии звучала его музыка на концерте абонемента № 9 «Молодость классики».

Легендами и фактами о жизни и творчестве Баха и его современников, о секретах и тайнах «Вселенной по имени Орган» (а именно такое название получил очередной концерт молодежного абонемента) поделились с юными зрителями и их родителями солисты и гости филармонии. Ребята с первых минут абонемента включались в познавательный диалог: музыковед Екатерина Каленюк рассказывала о том, каким Бах был человеком, о чём мечтал, когда был мальчишкой, что ценил больше всего, когда стал признанным музыкантом.
Но самое главное о великом мастере, конечно, рассказала его гениальная музыка в исполнении пермских музыкантов. А несколько номеров поразили одухотворенностью и новизной даже постоянных посетителей Органного зала. Во-первых, переложение концерта для клавира с оркестром ре-минор в исполнении двух пианисток — лауреата международных конкурсов и фестивалей Гульназ Гариповой и ее ученицы Александрой Курициной — ровесницы ребят, сидящих в зале. Вторым сюрпризом концерта стал дуэт органа и трубы пикколо — очень редкого инструмента, звук которого многие в зале слышали впервые. Две части концерта Г. Ф. Телеманна блестяще исполнили солистка Пермской филармонии Евгения Камянская и солист театра оперы и балета и квартета «Аристократ» Рустам Зиганьшин. Кстати, Зиганьшин, только в прошлом сезоне переехавший в Пермь, признался, что давно мечтал выступить именно в Органном зале. И теперь, когда эта мечта сбылась, надеется на дальнейшее сотрудничество с филармонией: «Мне кажется, что публике — и взрослой, и детской — всегда интересно услышать что-то новое, например, трубу пикколо. А тут еще представилась возможность познакомиться в ней в сочетании с органом — такие концерты случаются нечасто». «Труба пикколо была очень популярна в эпоху барокко, причем ее использовали исключительно в парадных сочинениях, которые и сегодня — наслаждение для души», — делится Евгения Камянская.
Чудесна в ансамбле с королём инструментов и флейта: «разбавить» академические вещи Баха была призвана «Шутка» из Сюиты № 2 — некоторые ребята не удержались и чуть слышно выстукивали ногами мотивчик этой суперпопулярной классической мелодии.
В заключение вечера орган звучал вместе с самым, возможно, совершенным инструментом: человеческим голосом. Услышав сопрано Анны Барановской и «Аве Мария», затаили дыхание даже малыши… А после разразились аплодисментами!
Но путешествие во Вселенную по имени Орган, огромную и загадочную, вызывающую трепет и уважение, не закончено. Впереди — еще одна, заключительная встреча абонемента «Молодость классики», посвященная виртуозам смычка и прекрасной музыке Антонио Вивальди. Артисты обещают много хорошей музыки и один сюрприз: «Мы докажем, что музыка XVIII века — до сих пор молода!».

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
Рассказывают, что Моцарт знал Баха скорее понаслышке, чем по его сочинениям. И вот однажды, когда в 1789 году он посетил город Лейпциг, хор школы святого Фомы, в которой когда-то работал Бах, запел для Моцарта одно сочинение великого немецкого композитора. Но едва прозвучало несколько тактов, как Моцарт подскочил; еще несколько тактов — и он вскричал: что это? И с этого момента весь обратился в слух. Когда пение закончилось, он воскликнул в восторге: на этом и вправду можно поучиться! Потом Моцарт потребовал принести ему ноты того сочинения и в тишине, забыв все на свете, не вставал с места, пока тщательно не просмотрел все, что имелось из произведений Баха. А копию услышанного сочинения Моцарт увёз с собой и очень ею дорожил.

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно