Пермская краевая филармония 82-й сезон

Юрий Башмет выступил в Перми в концерте на 160 исполнителей

Юрий Башмет выступил в Перми в концерте на 160 исполнителей
15 октября 2015

Есть музыканты, которым Богом и самой судьбой предназначено не только достичь самых высоких вершин в творчестве, заслужить всемирный авторитет и бесконечную любовь слушателей, но и всей своей сущностью открыть новые горизонты для будущих поколений. Таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.

Юрий Башмет появился на сцене во втором отделении концерта, чтобы исполнить солирующую партию в произведении «Стикс» Гии Канчели. Симфоническая поэма для альта, смешанного хора и оркестра была создана знаменитым грузинским композитором, «большим мастером минимализма», специально для Юрия Башмета. Премьера состоялась еще в 1999 году.

Стикс в древнегреческой мифологии – главная река подземного царства Аид, семь раз опоясывающая ад. Концептуальное сочинение Канчели написал под впечатлением от утраты близких друзей. По словам автора, именно голос альта способен объединить миры живых и мертвых, которые разделены водами Стикса.

Однако сам концерт начался с симфонии «Манфред» Петра Чайковского, произведения, написанного на сюжет трагической поэмы Байрона. Главный герой, бунтарь и отшельник, познавший «всю земную мудрость», на склоне лет подводит неутешительные итоги своей жизни. Зачем ему все тайны философии, если рядом уже нет единственного существа, которое он любил? Публика, поддавшись мрачному обаянию симфонии, сидела, не шелохнувшись. Исполнитель – Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (ГСО РТ), дирижер – художественный руководитель оркестра Александр Сладковский.

Во втором отделении, собственно, и прозвучала поэма «Стикс». На сцене одновременно выступили ГСО РТ, Уральский государственный камерный хор Пермской филармонии (руководитель – Владислав Новик), Академический хор «Млада» (руководитель – Ольга Выгузова) и сам маэстро – альтист Юрий Башмет, народный артист СССР.

Перед концертом знаменитый музыкант дал небольшое интервью.
 
- Что для Вас значит эта музыкальная поэма?
- «Стикс» - это шедевр XX века, - говорит Юрий Башмет.- Это очень гармонично, мелодично, глубоко, это колоссальная почва для человека, который хочет быть хорошим. Это наша музыка, пусть она и имеет ярко выраженный национальный характер. Но - неважно, в Грузии или в России, - человек всегда живет основными понятиями, которые все нации объединяют, - жизнь и смерть, любовь и ненависть, верность и предательство. Читайте Шекспира.

Когда Гия Канчели он написал музыку к фильму «Мимино», то его обвинили в плагиате, в том, что он использовал народную песню. А когда появился «Стикс» и уже столько лет прошло, его там, в Грузии, опять обвинили в плагиате, на этот раз в том, что он взял музыку из фильма «Мимино». Хоть бы поинтересовались, что это его произведение.

Интересно, что в произведении есть самоцитата Гии Канчели из фильма «Мимино» (интерпретация песни «Чито-грито…», которую исполнял в фильме Вахтанг (Буба) Кикабидзе).
 
- А имеет ли к Вам какое-то отношение знаменитая книга 70-х годов «Альтист Данилов»?
-  Как только роман «Альтист Данилов» был опубликован, все сразу почему-то решили, что он - это я. Сначала я просто говорил: «Нет, я не альтист Данилов!». В тот момент меня все это порядком злило. И я  позднее решил развенчать этот миф в своей телепрограмме «Вокзал мечты». И пригласил однажды в нее автора романа Владимира Орлова, а также истинный прообраз Данилова, увы, ныне покойного альтиста из оркестра Большого театра Володю Грота. И вдруг в самом конце программы Орлов говорит мне: «Знайте, сейчас выходит 36-е издание романа на японском языке. Японцы вас очень любят, и поэтому на обложке книги ваш портрет».

Прошло еще много лет. Я уже начал думать, что избавился от ассоциаций с Даниловым. Но тут мой старый дружище Александр Чайковский огорошил меня сообщением, что написал оперу «Альтист Данилов» и посвятил ее мне.


Публика долго не отпускала альтиста Башмета со сцены после того, как закончились последние аккорды поэмы, в надежде на бисовые номера. Да и оркестр был к этому готов. Но Башмет остался непреклонен, он вышел несколько раз на поклоны, чем лишний раз подтвердил свой звездный статус в мире классической музыки. «Я приезжаю в Пермь, потому что зрители хотят, чтобы я приезжал»

 

Источник

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно