Пермская краевая филармония 82-й сезон

Я читаю. Юрий Башмет.

Я читаю. Юрий Башмет.
2 ноября 2015

Повелитель альта о жизни с «Альтистом Даниловым» и не только.

Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

«АЛЬТИСТ…» И Я
Юрий Башмет: Когда «Альтист Данилов» Владимира Орлова вышел в свет, на меня обрушились вопросы, не я ли прообраз главного героя?! По молодости меня это раздражало, и сначала я просто это отрицал. Ибо, на мой взгляд, лучше быть первым Башметом, чем вторым Даниловым.

В конце концов, однажды на передачу «Вокзал мечты» я пригласил Орлова и его друга, прототипа его героя, музыканта оркестра Большого театра (Владимира Грота. — Прим. ред.); ныне его, увы, уже нет с нами. Орлов рассказал, как он писал этот роман, мы показали настоящего прототипа, в целом душевно поговорили. Я посчитал, что раз и навсегда рассказал и доказал, что под героем подразумеваюсь не я. И тут в самом конце эфира, после моего «спасибо», Орлов говорит: «Знаете, у меня для вас сюрприз. Роман только что вышел в Японии, это тридцать шестое его издание. Японцы вас очень любят, и спросили меня, можно ли поместить на обложку ваш портрет?! Я вашего мнения не спросил, но с их идеей согласился!» И преподносит мне том на японском языке. На обложке, действительно, я. С раскосыми глазами, но вполне узнаваемый. Думаю, да, симпатичный получился…

Прошли ещё годы. Вопросы мне по поводу «Данилова» звучали реже. Зато как-то подступал какой-то из моих юбилеев, и мой старый друг Александр Чайковский приглашает меня… на премьеру оперы «Альтист Данилов». И в программке написано «Посвящается Юрию Башмету»! И в этой опере я должен был выходить, и, если был в тот день в Москве, я и выходил и играл красивый фрагмент. Орлов, тогда он тоже ещё был жив, тоже присутствовал.

Но и это было ещё не всё.

Я уже было забыл о «Данилове». Но однажды в государственной коллекции попадается мне альт работы Альбани. Я спрашиваю директора, есть ли там другие альты производства этого мастера. Нет, отвечает директор, это инструмент единственный, уникальный.
Тут во мне чувства всколыхнулись. Спрашиваю, не на нём ли часом играл альтист из Большого театра?! У него был как раз Альбани…
«Да, — следует ответ, — на нём».
Так этот сюжет нет-нет да возвращается ко мне.

НЕ ДОЧИТАЛ «ВОЙНУ И МИР»
Учась в школе, я, вероятно, как и многие, не смог до конца дочитать «Войну и мир» Л. Н. Толстого. Лишь по мере того, как приходил жизненный опыт, я случайно столкнулся однажды не только с тем, что его фразы и словосочетания «работают» — всплывают из подсознания в иные моменты жизни, — а с тем, что смысл сказанного мы поймём, только когда вовлечёмся в него. Безусловно, гений! То же и с Достоевским, и с авторами других шедевров классики.

«ОНЕГИН» ДЛЯ «ЧАЙНИКОВ»
Я так для себя и Пушкина «освежил».
С Константином Хабенским мы сделали проект — «Евгения Онегина», как мы определили, для людей, которые ещё не доросли до оперного театра. Это для нас интересно, потому что позволяет слушателям понять, о чём речь в опере, приблизиться к постижению её.
Костя прекрасный чтец, иногда берёт себе пару — кого-нибудь из актрис, они читают главы из романа, затем следуют лучшие фрагменты музыки П. И. Чайковского. Получается меньшей длительности, чем оперный спектакль, — два часа, даём без антракта. Мне очень нравится.

ШЕСТЬ РОМАНОВ ДРУГА
Мне нередко требуется что-нибудь «освежить»… У меня много приятелей среди современных писателей, и они часто дарят мне свои книги, как я им — свои записи; не стану называть их имён.
Но, разумеется, потом они спрашивают моего мнения; а как я отделаюсь простым «замечательно»?!
Естественно, я вынужден читать доступным мне образом — в самолёте. Так, одного моего приятеля я прочитал шесть романов. И они мне понравились.
Другим рассказываю, слышу: «Ты с ума сошёл?!» А этот человек, между тем, так дорожит моим мнением, что в одной из своих вещей совершенно неожиданно изобразил меня!..

Записано в Перми.

источник

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно