Пермская краевая филармония 82-й сезон

Хрустальный колокольчик

1 марта 2008

Галина Баталина, музыковед.

«Новости культуры», № 03 (014), 2008 г.

«Хрустальный» — так говорят об особом тембре голоса солистки Пермской филармонии Анны Булдаковой поклонники. Ее хотят слушать, на нее — «ходят». Молодая певица, выпускница Пермского государственного института искусства и культуры по классу з.р.к. РФ Ольги Захаровой, поет в филармонии четвертый сезон. Обладательница красивого лирико-колоратурного сопрано Анна Булдакова стала за эти годы лауреатом конкурса исполнителей камерной музыки «Пермский меломан» и дипломантом II Всероссийского конкурса вокалистов им. Валерии Барсовой (Сочи-2005), в прошлом году принимала участие в петербургской «Творческой школе вокального мастерства Елены Образцовой». Анна — настоящее украшение филармонических программ на сцене Органного зала. Поет соло и в ансамблях. У нее большой репертуар и серьезные планы. И хотя артистическая жизнь проходит в основном в группах лектория, в концертах в общеобразовательных школах, она искренне радуется, когда дети улыбаются и просят оставить автограф. Значит, знают…
Путь в филармонию
Эффектный и виртуозный вальс Иоганна Штрауса Анна Булдакова пела в программе «Татьянин день». Это было открытие нового уникального филармонического абонемента под названием «Праздничный», задуманного руководством Пермской краевой филармонии после анализа практики организации концертной деятельности и зрительских интересов пермяков. Задуманное было воплощено в жизнь столь мудро, что после первого же концерта можно утверждать: это настоящий праздник, настоящий подарок для публики. Пела в одной программе с любимицей пермской публики Татьяной Куинджи. Когда то, слушая знаменитую солистку, Анна Булдакова пыталась уловить тайны мастерства и мечтала о сцене…
…Она росла в селе Юкаменском под Глазовом. Мама, учительница начальных классов, окончившая культ¬просветучилище в Ижевске, была певуньей. На семейных застольях звучали многоголосные удмуртские песни, исполняемые мамой и ее сестрами. Пыталась подпевать и маленькая Аня. Но ее тоненький голосок плохо сочетался с народной манерой семейных ансамблей, и никто не придавал значения робким звукам. В музыкальную школу пошла сама, хотела научиться игре на фортепиано. Но инструмента дома не было, пришлось выбрать хоровое отделение. Пять лет музыкальной школы, музыкально-педагогическое училище в Воткинске, выступление в качестве солистки хора — так рождалась заветная мечта стать солисткой. За компанию с другими выпускницами поехала поступать в Пермский институт искусства и культуры. Тогда ее не взяли даже на подготовительный курс. Вернулась домой, работала в детском саду, занималась у преподавателя по хору. Упрямство? Воля? Характер?
Она поступила, несмотря ни на что. Было нелегко: чужой город, отсутствие специального вокального образования, должного владения фортепиано. Не сразу обнаружилась колоратура, голосовой аппарат еще не был готов к лёгкости и подвижности звукоизвлечения. Годы учебы, труд, всепоглощающая наполненность музыкой. Итог — диплом по специальности «оперный, концертно-камерный певец, преподаватель» и — Пермская филармония.
Образцовая школа
Здесь все началось с лектория. Уже через месяц — исполнение трех романсов Глинки и каватины и рондо Людмилы из «Руслана». На следующий год — сольное отделение (романсы и арии русских и зарубежных композиторов). Концерты, уроки, репетиции — всего много, и все сразу: но как отступить, если возможности для творчества филармония предоставляет безграничные! Так и получалось: пугающее напряжение и в то же время — радость открытий и надежд. Хотелось петь с органом, готовить сольные программы.
Вокалист, как, впрочем, и любой артист, — вечный ученик. Проверенный способ — послушать себя со стороны. Например, в аудио- или видеозаписи. Идеальный вариант — получить совет специалиста. Здесь пришла на помощь родная филармония, организовавшая одну из самых памятных для Ани командировок — в Санкт-Петербург, где после десяти прослушанных уроков легендарной Елены Образцовой Аня двадцать минут пела для примы. Услышав в Анином исполнении арию Джильды из «Риголетто» (Верди) и сцену таяния Снегурочки (Римский-Корсаков), Образцова удивилась звучанию верхнего регистра, попросила повторить, похвалила. «Школа», конечно, разная — зато тем больше поводов для размышлений у молодой певицы. Что запомнилось больше всего, так это настоящий… череп в руках Образцовой, на котором она демонстрировала резонаторные полости. Потом подтверждала это собственным голосом.
Споры в поисках истины
И все же большое счастье — сохранить человеческие и творческие контакты со своим педагогом. «Ей верю! Она всегда скажет правду! — говорит Аня об Ольге Андреевне Захаровой. — Она мудра. Обсуждая записи, сначала всегда подчеркнет сильные стороны, удачные моменты. И только потом — ошибки. Я могу попросить совета по технике вокализации даже по телефону».
«У Анечки — красивый тембр, — рассказывала мне Ольга Захарова. — У нее прекрасный верхний регистр — вплоть до «фа» третьей октавы, хорошая техническая оснащенность. Ей доступны разные стили, ближе — виртуозные концертные композиции. Потрясающая трудоспособность. Отсюда — быстрый профессиональный рост. Она и в институте всегда шла на опережение. В филармонии процесс ускорился. Это, конечно, результат занятий с прекрасным концертмейстером-репетитором Татьяной Исаевной Егошиной. Интересен ансамбль с молодым пианистом Виталием Коваленко. Он — личность, со своим взглядом на интерпретацию. Порой крепко спорят в поисках истины…"
Сказки Венского леса
В 2006-м, на втором тогда «Пермском меломане», она стала лауреатом. Познакомилась с инициатором фестиваля и создателем клуба любителей классической музыки Пермского научного центра Уральского отделения РАН «Классик» Людмилой Михайловной Корж и полюбила эту интеллигентную публику и гостиную грибушинского особняка. Для этих слушателей, чьи лица и глаза уже стали родными, подготовила три концерт¬ные программы. Именно здесь она училась петь для конкретных людей, а не просто для зала, приобретая сценический опыт и радость взаимопонимания.
Программа для третьего «Меломана» обещает быть интересной. В ней — особенный репертуар, переклички эпох и европейских культур. На «Меломан» этого года Анна Булдакова подала творческую заявку с концертной программой «Два Штрауса».
«Сказки Венского леса» (1868 год) — изящный, изобретательно гармонизованный вальс Иоганна Штрауса-сына (старшего). Рихард Штраус — немецкий композитор XIX — XX столетий. Создатель многих известных сочинений: симфонических поэм («Дон Жуан» и др.), опер («Саломея» по пьесе О. Уайлда, 1905 г., «Электра» по античному мифу, 1908-й, и др.). автор около двухсот песен, много лет проживший в Вене.
P. S. Новый, 2008 год начался для Анны Булдаковой с детских праздничных программ «Новогодний серпантин». Прошли выступления в лектории, концерт «Татьянин день». Жизнь филармонического солиста — особенная. Это — огромный и очень разный репертуар: от песенок для дошкольников до оперетты и оперы. Это — неожиданные концертные площадки, порой с очень плохими инструментами (экстрим для концертмейстеров!). Это — особенный режим (к примеру, концерты ранним утром, когда голос еще «спит»). Беречь свой «Божий дар», сохраняя ровность тембра, полетность, обостренный слух, — это проблемы исполнителя. Счастье, когда есть с кем посоветоваться и вместе помечтать: об оперном репертуаре или стиле барокко. Она, Анна Булдакова, молодая и перспективная певица, умеющая работать и думать, мечтает о сольном концерте, об участии в Международном конкурсе оперных артистов Галины Вишневской. А мечты, если умеешь идти к цели, как известно, сбываются. Не только в сказках.
Галина Баталина, музыковед.
«Новости культуры», № 03 (014)

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно