Пермская краевая филармония 82-й сезон

Хозяин танца и его свита

27 мая 2009

В мае в рамках «Сезонов» в Перми прошли двухдневные гастроли легендарного Государственного Академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Этот коллектив — живой миф, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса сразу по нескольким номинациям.

Пермская филармония
Феномен
Хозяин танца и его свита

«Всероссийские филармонические сезоны» — один из лучших проектов, который подарила Пермская краевая филармония городу, привыкшему к масштабным культурным проектам. Поддержанные российским министерством культуры «филармонические сезоны» уже этой осенью предложат нам долгожданную встречу с Дмитрием Хворостовским и Владимиром Спиваковым. Именно в рамках этого проекта Пермь в апреле посетил Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижировал которым один из лучших скрипачей современности — Максим Венгеров. А в мае в рамках «Сезонов» в Перми прошли двухдневные гастроли легендарного Государственного Академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Этот коллектив — живой миф, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса сразу по нескольким номинациям: ансамбль — за самое большое количество гастролей и концертов, а Игорь Александрович, проживший 101 год, — за рекордное число поставленных им шедевров и творческое долголетие.

В последний раз коллектив гастролировал в Перми три года назад. Тогда Игорь Моисеев еще был жив… Нынешние гастроли, увы, прошли без бессменного художественного руководителя. Кстати, этот пост в ансамбле так и останется вакантным: «У нас не может быть нового руководителя, не может быть второго Моисеева, — убеждена директор коллектива Елена Щербакова. Такого, как Моисеев, заменить невозможно. Он стал легендарной личностью и почитался как гений еще при жизни. У Игоря Моисеева были особые отношения со временем и с искусством. Создав свой ансамбль в 1937 году, Моисееву удалось провести свой корабль через воды многих режимов и не потерять ни духа, ни достоинства. Маэстро создал уникальный ансамбль — до него никто и предположить не мог что эпитеты „народный“ и „академический“ могут легко сопрягаться в названии одного танцевального коллектива!»
Балет — искусство, которое, помимо большого таланта, требует организаторских способностей и идей. Можно без конца менять костюмы, но если нет идей, то очень скоро «умрут» и постановки. Рожденных талантом Моисеева идей хватит на целый век, уверены в ансамбле. Особенно, если их беречь и развивать. Потому-то после ухода из жизни своего великого руководителя, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма. В чем могли убедиться пермяки, которым посчастливилось достать заветный билет на выступление ансамбля, организованное Пермской краевой филармонией. Причем организованное блестяще — уверяет Елена Щербакова:
— Чтобы доказать главам регионов необходимость проведения таких масштабных гастролей, в нашем спектакле задействовано 70 (!) артистов. Для их гастролей нужно приложить титанические усилия. Поэтому наш тур не состоялся, если бы не помощь Министерства культуры российской федерации. В Перми мы — благодаря филармонии. Отлично, что сейчас филармония уверенно создает и поддерживает разнообразные проекты, в том числе и очень масштабные.
— Подходы к формированию ансамбля меняются со временем? Как удается сохранить уникальность вашего жанра?
— Средний возраст нашего коллектива 25–26 лет. И 99 процентов артистов — выпускники школы-студии народного танца, созданной Игорем Александровичем еще в 1943 году. Система, которую он придумал, и сегодня эффективна. Если какой-нибудь самородок попадает к нам «из вне», требуется год на переобучение. Главная задача «моисеевской» системы — воспитать не просто танцовщика, виртуозно владеющего техникой, а танцовщика-артиста, которому понятны и близки все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство. Высокий профессионализм, способность воплотить национальный характер в художественном образе, виртуозная техника исполнительства, которая далека от фольклора, ведь наш ансамбль академический — все это отличает наших исполнителей от других коллективов. Бывает, артист заболел, и ко мне сразу после спектакля бегут его поклонницы с вопросами, расспросами: что случилось?
Особой рекламы у нас нет. Тем не менее, мы часто попадаем на полосы газет и на телеэкраны. Недавно было потрясающее событие — «Евровидение» в Москве. Ансамблю Моисеева доверили открывать второй конкурсный день. В те семь минут, что были отведены нашему ансамблю, мы постарались вместить всю квинтэссенцию «моисеевского» духа. Как результат — практически сразу нам стали ссыпаться электронные письма с приглашениями посетить самые разные страны! Но для нас очень важны концерты в России — там, где нас любят и ждут. Поэтому сегодня мы — в Перми.
— Какие задачи ставит ансамбль после ухода Игоря Александровича?
— Главная задача — сохранить все хореографические постановки Игоря Александровича. В репертуаре народного танца Игоря Моисеева около трехсот номеров — это бесценная многонациональная сокровищница. Но сегодня многое из наследия Моисеева хранится «в запасниках»: репертуар меняется, да и сам Игорь Александрович видел, когда что-то устаревало, и снимал такую постановку из репертуара. Очень хочется сделать так, чтобы эти номера возвратились к зрителю. Но это задача скорее на перспективу, потому что сейчас, как мне кажется, важнее работать на сцене разных российских городов, чем за сценой над обновлениями и реконструкциями.
— Каков он, ваш зритель?
— На наших концертах публика омолодилась. И в этом заслуга более старшего поколения — наших давнишних зрителей. Я вижу на концертах бабушек с внуками, мам и пап с малышами. Из этих малышей и вырастает новое поколение зрителей. Мы видим такие семьи на каждом концерте, а с некоторыми и знакомимся, когда они подходят к артистам после концертов. Надо сказать, что часто это люди, совершенно не имеющие отношения к искусству. Уверена, Пермь не станет исключением.
Действительно, пермяки всех возрастов штурмовали Центр культуры им. А. Г. Солдатова, чтобы увидеть знаменитый дивертисмент с танцами народов мира — своеобразную хореографическую энциклопедию танцевальной культуры разных уголков мира. Кроме того, в год, объявленный Юнеско годом Гоголя, «моисеевцы» привезли в Пермь балет по мотивам произведений Николая Васильевича. С другой стороны, постановка «Ночь на Лысой горе» стала настоящим подарком для тех, кто впервые видел ансамбль «вживую»: это произведение, как ни одно другое, показывает величие хореографа Моисеева. Одноактный балет состоит из двух картин: народные гулянья на основе народной музыки и шабаш ведьм на музыку Мусоргского.
Увлекательный сюжет (главный герой выпивает горилки и засыпает; ему снится сон, в котором черт несет его на Лысую гору, где веселятся Кощей, ведьмы и черти) богат на множество игровых партий, где артисты демонстрируют неординарное актерское мастерство, но в тоже время оставляет место для безумно красивой пластики. В бале задействованы все средства хореографического искусства — начиная от классических па и заканчивая народным танцем, акробатикой…
Моисеев очень любил творчество Гоголя, поэтому в итоге и получилось такое уникальное прочтение хрестоматийного текста, такое скрупулезное попадание в тему и настроение. Кстати, либретто к этому балету написал сам Игорь Александрович: он в детстве жил на Украине, много путешествовал, поэтому в основу балета положены его детские впечатления от «хохляцких» танцев.
Балет «Ночь на Лысой горе» вышел в 1983 году. Директор ансамбля рассказала, что изначально его запретили: «комиссия решила, что балет показывать неприлично именно из-за второй части, где происходит шабаш ведьм». Но Моисеев добился возвращения балета на сцену. С «Ночью на Лысой горе» Маэстро и его труппа с большим успехом и не один раз обогнули весь земной шар. Теперь в этом длинном списке счастливчиков есть и Пермь.

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно