Пермская краевая филармония 82-й сезон

Через трубы к звёздам

Через трубы к звёздам
17 ноября 2016

В Перми завершился XI Международный фестиваль органной музыки.

Ежегодная серия больших концертов длилась чуть меньше недели, с 3 по 9 ноября. В этот короткий временной промежуток уложились тяжеловесные шедевры Баха и концерт-спектакль для детей, артефакты XVII века и новые произведения, музыка к немому кино и музыка, достойная отдельного фильма. Разнообразие, свойственное фестивалям вообще и выразившееся в мультиформатности, мультижанровости, мультикультурности, имело несколько объединяющих начал. Однако главное осталось традиционным — звучание органа. 

Легенды Ирландии
В период проведения фестиваля над крышей Органного зала реяли флаги шести государств: России, Беларуси, Польши, Франции, Испании, Германии. Международный состав участников и, соответственно, статус фестиваля стали его привычными составляющими. По словам Галины Кокоулиной, органисты мирового уровня приезжают в Пермь из года в год, в том числе, из профессионального интереса.

Галина Кокоулина, директор Пермской краевой филармонии:

— Иностранные органисты, которые играют в основном в костёлах, действительно хотят проехать по России, представить себя в разных филармониях и поиграть на разных инструментах. Для них это необходимо и престижно.

В числе участников нынешнего фестиваля — француз Батист-Флориан Марль-Уврар, признанный мастер импровизации на клавишных; белорус Михаил Леончик, известный виртуозной игрой на цимбалах; испанец Даниэль Оярзабаль, игравший на клавесине и органе в более чем 20 странах.

Помимо широкой географии имён фестиваль охватил немало жанров и эпох. Программы состояли не только из органного «мейнстрима» — сочинений Иоганна Себастьяна Баха, Джироламо Фрескобальди, Иоганна Пахельбеля, Иоганнеса Брамса, — но также из менее знакомых точек по обе стороны временной ленты. Так, на концерте «Звон цимбал» Михаил Леончик и Ростислав Выграненко исполнили сюиту из «Остромечевской табулатуры», составленной в середине XVII века, но обнаруженной в архивах сравнительно недавно, в 1960-х годах.

На заключительном же концерте прозвучали «Песнопения вечерни» современного российского композитора Антона Вискова, известного в качестве автора духовной музыки. Кроме того, в программы вошли переложения произведений Прокофьева, Стравинского, Холста и, скажем, песня Money группы ABBA.

Термине Зарян и Даниэль Зарецкий

Пермская филармония предложила публике несколько форматов мероприятий. Открытие фестиваля совпало с всероссийской акцией «Ночь искусств», так что программа первого дня завершилась поздно вечером «Легендами Ирландии». Органист Иван Ипатов сыграл вместе с ансамблем волынщиков City Pipes. Традиционную ирландскую и шотландскую музыку сменяли темы из «Хроник Нарнии» и «Властелина колец», ария Гершвина Summertime и вариации на Hey Jude ливерпульской четвёрки. Специально для детей пермские музыканты сыграли концерт-спектакль «Вселенная по имени Орган, или Как родился король инструментов», рассказав в серии этюдов о его биографии и родословной. Также традиционные концерты дополнялись мастер-классами и творческими встречами с исполнителями.

Неудивительно, что перед организаторами стояла задача объединить все эти события. Было необходимо сделать фестиваль цельным и при этом отличающимся от программ прошлых лет. Обеспечить преемственность призвана, во-первых, концепция «Орган +»: из года в год самому большому представителю класса духовых составляют компанию разные инструменты, на этот раз — цимбалы. Во-вторых, 2016 год объявлен в России Годом кино и отмечен 85-летием Микаэла Таривердиева, что также отразилось на программах выступлений. Собрать слушателей на расстоянии помогли прямые видеотрансляции в города Пермского края. Фестиваль традиционно проводит благотворительные мероприятия: в этом году концерт «Танцуем вместе» увидели дети в краевом гематологическом центре.

«Из страны, где солнца свет…»
Выступление Даниэля Оярзабаля открывало фестиваль. Испанский органист, прекрасно знающий классический репертуар, в том числе произведения русских композиторов, выстроил программу таким же образом, как и другие исполнители в следующие дни. В первом отделении прозвучали массивная полифония Баха, Прелюдия и фуга соль минор Брамса с тревожными переходами, трагическое кружево Сонаты №6 ре минор Мендельсона, а также торжественно-игривые фрагменты сюиты «Испанское каприччио» Римского-Корсакова.

Во втором отделении Оярзабаль исполнил сочинения испанских композиторов Хименеса и де Ларраньяги, а затем работы более позднего периода в собственных аранжировках, в частности опусы Гуриди и Холста. Знаменитому «Танцу рыцарей» из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» орган не мог дать необходимой остроты, зато части «Аквариум» и «Финал» из сюиты «Карнавал животных» Сен-Санса обрели по-настоящему своё инструментальное звучание.

«Синематограф»
Концерт, посвящённый Году российского кино, прошёл с участием маэстро Вильфрида Каэтса. Последние 30 лет он занимается музыкой к фильмам раннего периода, в частности следит за работой уникального самоиграющего органа, установленного в Музее кино в Дюссельдорфе. В Перми Каэтс сопровождал музыкой картину Льва Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков».

В художественной ленте 1924 года американский гражданин едет в молодую Страну Советов, чтобы самому познакомиться с её нравами. Иностранец попадает в сети мошенников и, обманутый ими, видит все ужасы нового режима, но затем оказывается спасённым милиционером — настоящим большевиком — и открывает для себя реальную процветающую Советскую Россию.

Фарсовый сюжет получил должное сопровождение в импровизациях Каэтса: вариации на мелодию «Подмосковных вечеров» сменялись народными мотивами, а к финалу — духоподъёмными песнями эпохи великих строек. Сегодня эксперименты с саундтреками к немому кино осуществляются часто и в самых разных формах. Концерт «Синематограф» тоже получился особенным и отчасти парадоксальным: в роли тапёра оказался органист-виртуоз.

«Краски Франции»
В предпоследний день фестиваля на сцену Органного зала вышли два видных, если не сказать больше, французских исполнителя. Жорж Кисс — органист и клавесинист, занимающийся к тому же популяризацией старинной музыки. Марк Дробинский — ученик Семёна Козолупова и Мстислава Ростроповича, один из наиболее заметных виолончелистов современности.

Детский концерт-спектакль
Именно Соната для виолончели соло, написанная Моисеем Вайнбергом и посвящённая Ростроповичу, стала, пожалуй, самым ярким эпизодом концерта. Марку Дробинскому удалось передать с необычайной точностью живое напряжение исполнительской манеры Мстислава Леопольдовича, будто резонировавшее с его подвижной натурой. Виолончель XVII века работы Карло Антонио Тесторе, когда-то случайно обнаруженная Дробинским в одном из подвалов и спасённая реставраторами, чутко реагировала на сложную эмоциональную динамику сочинения. Даже медленный, шепчущий штрих звучал с поразительной отчётливостью.

Жорж Кисс уверенно исполнил токкаты Фрескобальди и Пахельбеля, Прелюдию до мажор и Ричеркар из «Музыкального приношения» Баха. В дуэте музыкантам удались трогательная пьеса «Кол Нидрей», написанная Максом Брухом на мотив еврейской молитвы, и «Лесная тишина» Антонина Дворжака.

* * *

Очередной фестиваль органной музыки уверенно подтвердил свой международный статус. В Пермь вновь приехали музыканты высокого класса, причём из года в год список участников заметно обновляется.

Между тем основная категория охваченной аудитории устойчива. Несмотря на проведение специальных детских концертов и попытки организаторов привлечь молодёжь, в Органный зал приходят преимущественно люди старшего поколения. Оставаясь консервативным проектом, фестиваль стремится к развитию с адаптацией новых событийных форматов. К счастью, сегодня работа с академической музыкой не предполагает строгих ограничений, скорее наоборот: чем разнообразнее, экспериментальнее и ближе взаимодействие со слушателем, тем лучше.


Подробнее: https://www.newsko.ru/articles/nk-3504479.html

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно