Пермская краевая филармония 82-й сезон

«Божественную музыку небес орган не устающий зажигает…» Журнал «Орган»

1 декабря 2011

С 3 по 8 ноября 2011 года в Перми прошел VI Международный фестиваль органной музыки, который вновь с успехом продемонстрировал заявленную с момента своего создания концепцию: соединять орган с разными инструментами, человеческим голосом и даже другими видами искусства.

«Божественную музыку небес орган не устающий зажигает…»

С 3 по 8 ноября 2011 года в Перми прошел VI Международный фестиваль органной музыки, который вновь с успехом продемонстрировал заявленную с момента своего создания концепцию: соединять орган с разными инструментами, человеческим голосом и даже другими видами искусства. На этот раз — это хореография и видео-арт. Отличительной чертой данного фестиваля также стала просветительская направленность. Расширилась география — помимо Перми, концерты состоялись в Верещагино, Добрянки и Култаево; увеличилось количество программ, составленных специально для юных зрителей. Словом, музыкальный праздник вновь стал ярким событием в культурной жизни Прикамья.

Впервые орган зазвучал здесь 20 декабря 2003 года: в презентации инструмента немецкой органостроительной фирмы «Глаттер-Гёц» участвовали Винфрид Бёниг Кёльн (Германия), Лада Лабзина (Казань), Василий Долинский (Москва), Евгения Камянская (Пермь).
За эти годы органная жизнь в Перми интенсивно развивалась: сыграны сотни концертов, пермяки услышали многих крупных российских и зарубежных органистов. Всякий раз артисты не скрывали своего восхищения от красавца инструмента в стильном корпусе из белого ясеня, обладающего множеством ярких звуковых красок. В нем нашел отражение опыт органостроения, как эпохи Барокко, так и века романтизма. Однако в пермском органе нет прямого стилистического копирования: традиции минувших времен в нем как бы преломлены через призму звукового опыта ХХ и начала XXI столетий. У немецкого органа предполагается нордический характер, но пермский инструмент одновременно обладает мощью и поэтичностью. Он удивляет своей универсальностью, позволяя исполнителям использовать в репертуаре произведения всех эпох и стилей.
Наличие в Перми своего органа требовало следующего логического шага ― создания «фирменного» органного фестиваля, который смог бы стать брендом и визитной карточкой Прикамья. Поэтому в 2005 году директор Пермской краевой филармонии Галина Юрьевна Кокоулина выступила идейным вдохновителем и организатором Международного органного фестиваля, который ознаменовал новый этап деятельности филармонии, открыл новые перспективы музыкальной и концертной жизни Перми и края. Художественным руководителем фестиваля была приглашена известная немецкая органистка Эльке Фёлькер. Это все еще необычно для российской действительности — приглашение на руководящую роль иностранца, но для администрации филармонии было важно сразу задать высокую художественную планку и создать реноме фестивалю. Эльке Фёлькер, кроме того, что замечательный музыкант, необычайно разносторонняя личность. Она — музыковед-исследователь, публикующая статьи в международной прессе и ведущая программы на Баварском радио. Ведет педагогическую деятельность, являясь профессором Высшей школы Музыки в Шпайере, и там же работает штатной органисткой Кафедрального собора. В Германии у Эльке Фёлькер есть свой органный фестиваль в известном курортном городке Дайдесхайме.
С первого года фестиваль проходил под девизом — «Орган +», отражающим его главную идею: представить публике органную музыку в сочетании с вокалом, оркестром, хором, солирующими инструментами, познакомить с широкой звуковой панорамой эпох, стилей, жанров, открыть неизвестные ранее композиторские и исполнительские имена. Палитра органных вечеров всегда отличается насыщенностью и разнообразием. Важнейшей составляющей грандиозного форума музыки является мультикультурность, когда самые разные инструменты ведут свой причудливый диалог на интернациональном языке, понятном всем людям, независимо от их проживания, цвета кожи и профессии и характера.
Пермский «Король инструментов» уже звучал в ансамбле с многочисленными оркестрами, хорами, сольным пением, скрипкой, фортепиано, клавесином, арфой, флейтой, трубой, гобоем, тромбоном, валторной-пикколо, чембало, литаврами, ударными инструментами.
За прошедшие годы на фестивале побывали музыканты из России, Германии, Франции, Италии, Испании, Сербии, Австрии, Нидерландов, Великобритания, Норвегии, Финляндии, США, Канады, Новой Зеландии.
Фестиваль традиционно соединяет в себе не только различные музыкальные жанры (камерная и духовная музыка, джаз, авангард) и исполнителей, но и становится экспериментальной площадкой для синтеза различных видов искусства ― музыки, живописи, кино, поэзии и, как уже говорилось выше, VI Международный фестиваль органной музыки соединил орган с видео и хореографией.
В фестивале-2011 приняли участие музыканты из семи стран. Традиционно были представлены Россия, Германия, Финляндия и Франция; на пермской сцене также дебютировали и новые имена, как международная хореографическая группа «Contrast-Dance» в составе Мигель Серменьо (Мексика) и Йосико Ваки (Япония), принявшие участие в открытии фестиваля 3 ноября с оригинальной программой «Освобожденных чувств полет…». Публика получила возможность познакомиться с достижениями современной хореографии на представлении своеобразного «театра танца» в стиле Пины Бауш под музыку И.-С. Баха, Ж. Алена (100 лет со дня рождения) и К. Сен-Санса (90 лет со дня смерти.)
К несомненной «изюминке» фестиваля можно отнести ярко выраженный «французский акцент», характерный и составу участников, и репертуару, в котором львиная доля была отдана музыке Франции: кроме упомянутых выше композиторов Ж. Алена, К. Сен-Санса, звучали сочинения Ж. Лангле, М. Дюруфле, Л. К. Дакена, С. Франка, Ш. Гуно и другие.
Особо следует сказать о еще одном французском госте — прославленном виртуозе, органисте-композиторе, импровизаторе Жане Гийю, штатном органисте Парижского собора Святого Евстахия (Сент-Эсташ). Вместе с Эльке Фёлькер он выступил 7 ноября в программе «В напевах струн и труб есть радостные тайны…», где наряду с музыкой Баха, Вивальди, Листа, Моцарта, Шумана, исполнил собственные сочинения.
Впервые в Перми - молодой органист Базилики Сакре-Кёр в Марселе Кристоф Гюйда и Оливер Урбано (аккордеон), участник трио вместе со Сильвеном Плюйо (орган) и Фабьен Конрад (сопрано) в программе 5 ноября «Любовь, восхищение и орган». На прошлогоднем фестивале эта пара так полюбилась пермской публике, что было решено пригласить их с новой программой. Кристоф Гюйда выступил на фестивале еще в одной ипостаси ансамблевого исполнителя — 4 ноября он музицировал с Уральским государственным камерным хором Пермской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Владислав Новик). В программе прозвучала российская премьера Торжественной мессы Жана Лангле (исполнение приурочено 20-летию со дня смерти композитора), сочинения Марселя Дюпре (к 125-летию со дня рождения) и Микаэла Таривердиева (к 80-летию со дня рождения). Фестиваль подарил слушателям несколько российских премьер, среди которых табулатура кафедрального собора Олива 1619 года «Танцы» неизвестного автора, исполненная 6 ноября органистом из Польши Роман Перуцкий, в концерте было использовано визуальное сопровождение — видео инсталляция (видеопроекция – VJ Malbred, Санкт-Петербург).
Отдельного внимания заслуживают программы для детей, которые организаторы сумели удачно вписать в общую концепцию фестивальных программ. 5 ноября была рассказана «История о старом органе или Озорное привидение и пропавшая фуга». Режиссер — художественный руководитель Пермского театра «Туки Луки», заслуженный артист России Сергей Кудимов. А 6 ноября на суд юных слушателей была представлена концертная программа для детей «Петя и Волк» с музыкой С. Прокофьева, Д. Шостаковича, К. Сен-Санса, Дж. Россини. В концерте приняли участие солистка Пермской филармонии Евгения Камянская (орган), брасс-квинтет «Аристократ» (художественный руководитель — заслуженный артист России Рустам Зиганшин) и народный артист России Владимир Гинзбург (художественное слово). В тот же день, 6 ноября, во Дворце досуга города Верещагино была показана еще одна программа для молодежной аудитории - «Орган в кругу друзей» на музыку К. Сен-Санса из «Карнавала животных», в которой объединились Эльке Фёлькер (орган), Гульназ Гарипова (фортепиано), солиста Пермской филармонии Владимир Заранко (баритон) и юные музыканты из Перми. В Верещагино, как и в другие точки края, специально вывозился небольшой орган-позитив, чтобы жители этих городов могли услышать голос «живого» духового органа.
Итак, VI Международный фестиваль органной музыки завершился. По словам директора Пермской краевой филармонии Галины Кокоулиной, «главной целью музыкального форума такого уровня является знакомство пермяков с лучшими достижениями и значительными именами российского и зарубежного органного искусства, проведение концертов, представляющих различные направления и течения органной музыки, от традиционных до авангардных». И фестиваль в Перми эту задачу выполнил в полной мере.
Журнал «Орган», декабрь 2011

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно