Пермская краевая филармония 82-й сезон

Безнадёжный романтик. Журнал аэропорт.

1 марта 2012

Денис Мацуев побывал в Перми, по его собственным подсчётам, в 17-й раз. Каждое его выступление – не просто концерт, но громкое и важное событие.

Юлия Баталина

Безнадёжный романтик

Денис Мацуев побывал в Перми, по его собственным подсчётам, в 17-й раз. Каждое его выступление – не просто концерт, но громкое и важное событие. Достаточно вспомнить Ballet Imperial – проект Пермского театра оперы и балета, в котором пианист принял самое живое участие: балет Джорджа Баланчина в пермском варианте выглядел столь впечатляюще во многом потому, что солист, исполняющий партию фортепиано в Концерте № 2 Чайковского, находился не в оркестровой яме, а прямо в зале. Этим солистом был Мацуев, именно с ним пермская балетная труппа выступала на фестивале «Золотая маска», где получила Национальную театральную премию.

В этом году уже второй раз Мацуев побывал в Перми в качестве патрона собственного фестиваля, который проводит Пермская краевая филармония. Это не только один из самых популярных филармонических проектов, но ещё и один из важнейших, ибо это первый фестиваль года. Задолго до начала весенне-летней фестивальной «горячки» филармония и Денис Мацуев готовят зрителей к восприятию прекрасного.

Фестиваль 2012 года прошёл по хорошо накатанному сценарию: большой симфонический концерт открытия, выездное выступление оркестра в Березниках, детский благотворительный концерт фонда «Новые имена», сольный вечер патрона и заключительный концерт ансамблевой музыки. Все они сопровождались аншлагами; даже на дневном концерте, где играли воспитанники пермских музыкальных школ, в зале не было свободных мест. Преподаватели вузов, продвинутая молодёжь, филармонические завсегдатаи-пенсионерки – все они нашли возможность выкроить из личного бюджета средства на поход на концерт. Такое бывает раз в году, можно себе позволить!

При общей успешности фестиваля сольный концерт Мацуева всё-таки выбивался из программы, являясь её безусловной кульминацией, главным музыкальным хитом февраля. Не каждый концерт даже самого выдающегося музыканта проходит столь же удачно, но здесь между пианистом и публикой установилось удивительное взаимопонимание. Ни одного телефонного звонка, ни одного лишнего взрыва аплодисментов: Мацуев словно вёл за собой зал, который податливо следовал за музыкальным сюжетом. Программа состояла из произведений западноевропейских романтиков – Бетховена, Грига, Шуберта; последним произведением стали три танца из балета Стравинского «Петрушка». Мацуев раскрылся не только как виртуоз, но и как человек: стало понятно, что он, конечно, безнадёжный романтик, остро чувствующий прекрасное, но в то же время – просто хороший парень, незаносчивый и с отличным чувством юмора.

Весёлыми и заводными оказались номера, исполненные на «бис» – целых пять, щедрая награда за чуткость и отзывчивость зала. Пианист окончательно покорил зрительские сердца, когда исполнил блестящую джазовую импровизацию, словно приглашая вернуться в этот зал через год, поскольку на следующем фестивале обещан большой джазовый концерт.

Заключительный вечер фестиваля стал своего рода манифестом: Мацуев играл в составе трио, квартетов и квинтетов, где компанию ему составили ровесники – российские музыканты «тридцать с чем-то», востребованные больше за рубежом, чем на родине. Это была блистательная демонстрация возможностей российской исполнительской школы. Собственно, весь фестиваль был именно «про это»: виртуозность, одухотворённая глубоким пониманием музыки и искренней эмоциональностью – особенности российского исполнительства, которое сегодня нуждается в поддержке – и государства, и каждого слушателя.

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно