Пермская краевая филармония 82-й сезон

Алгеброй по музыке сфер?

14 марта 2008

«ПЕРМСКИЕ НОВОСТИ», Маргарита Неугодова. От 14 марта, 2008

Алгеброй по музыке сфер?
Какое счастье, что еще не вся страна сдурела стараниями нашего радио и телевидения! Есть еще люди, которым претит весь этот глянец и гламур, предлагающийся повсеместно и почему-то именующийся культурой. Кто-то еще очень хочет услышать Бетховена и Шуберта. Но где, скажем в Гайнах, можно купить компакт-диск записей «Маленьких прелюдий» Баха? Их и в Перми-то днем с огнем не найдешь! Поэтому солист Пермской филармонии, пианист Евгений Заякин садится на рейсовый автобус и едет служить людям с помощью музыки в места, давно забытые Богом…

Коренной пермяк, к музыке он пришел, как все — в шесть лет за ручку. В музыкальную школу № 2, что в Мотовилихе, его привели родители. У мальчика оказались очевидные способности, и когда в подростковом возрасте все мальчишки играли в футбол, он уже понимал, что музыка — это его жизнь. Желания ребенка никогда не шли вразрез с мнением родителей, как иногда это бывает, и поэтому очевидный выбор — Пермское музыкальное училище — стал не ошибкой, а точным попаданием в десятку. Потом был Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, аспирантура. В прошлом году Евгений Борисович отметил 30 лет творческой деятельности, 20 из которых он работает солистом Пермской краевой филармонии.
С неизменным успехом проходят сольные концерты Евгения Заякина в Органном зале, концертных залах Дома ученых, музыкального училища, хоровой капеллы мальчиков и на других многочисленных площадках. Но главную свою заслугу он видит в плодотворном сотрудничестве с юными музыкантами — учащимися детских музыкальных школ Пермского края, исполняя для них не только «Картинки с выставки» Мусоргского, «Детский альбом» Чайковского, детскую музыку Прокофьева, «Альбом для юношества» Шумана, «Маленькие прелюдии» Баха, но и знакомя ребят с редко звучащими в классах сочинениями Листа, Шопена, Дебюсси.
— На детских концертах, я, конечно, стараюсь играть легонькие пьесы, — рассказывает Евгений Борисович. — Это обязательные вещи в моем репертуаре. И я понимаю, что их очень важно услышать детям. Не сочтите бахвальством, но я даю им некий исполнительский ориентир. Тем более, что им ведь больше не на что ориентироваться! В глубинке нет хороших записей. Очень часто просят проконсультировать какого-нибудь конкретного ребенка.
Не секрет, что принимают пианиста очень по-разному. В маленькой «школочке» приходится играть на совершенно расстроенном рояле для 30 ребятишек и их мам, в городах же покрупнее концерт превращается в общегородское мероприятие, где в полный зал набивается до 150–200 человек. Приходят горожане, интеллигенция. По словам Заякина, его всегда очень тепло принимают в Губахе и Лысьве. Здесь он исполняет настоящие, серьезные, филармонические концерты, которые сам же ведет и комментирует. Таким образом, он объездил всю область. Причем не раз, не два и даже не двадцать, а все тридцать или сорок. К примеру, осенью музыкант посетил Коми-округ. Сейчас намечается второй круг гастролей — Гайны, Коса, Кочево, Юрла, Юсьва, Кудымкар, затем — Чердынь, Березники, Яйва, Кизел.
— Конечно, играть в глухих деревнях и даже не очень глухих поселках я не могу, если нет инструмента, — сетует пианист. — Да и те, что встречаются, назвать хорошими можно только с очень большой натяжкой. Но планка так опущена, что пробуя инструмент, я говорю: «О, на этом уже можно играть!» Однако встречаются и вполне приличные инструменты. Скажем, на Горнозаводском направлении — в Чусовом, Гремячинске, Губахе, том же Горнозаводске вполне приличного уровня рояли. Но бывают просто чудовищные! Как выхожу из положения? Играю! Порой ценой срочной замены программы и сокращений, поскольку некоторые вещи исполнять просто технически невозможно…
По краю пианист колесит в полном одиночестве.
— Я солист, — улыбается артист. — В отличие от скрипача и виолончелиста, могу находиться на сцене один. И ездить рейсовым автобусом. Знаете, это удобно, поскольку это уменьшает общие расходы на поездки. Понимаете, я же не могу поехать в Чердынь, а потом в Соликамск, постепенно спускаясь на юг, на автомобиле филармонии. Это дорого. А люди в области не могут позволить себе дорогие билеты. Время такое, приходится считать.
— Евгений Борисович, возникает закономерный вопрос: зачем вам это надо?
— А мне как-то не тяжело приехать в Чердынь или Гайны. Слава богу, в транспорте меня не укачивает. Читаю в дороге газеты и книги. И знаете, как не смешно, может быть, это звучит, мне очень хочется, чтобы гайновцы или чердынцы услышали сонаты Бетховена. Но главное, что меня вдохновляет всегда: им хочется того же! И когда я вижу благодарные глаза, я счастлив. Не было случая, чтобы после концерта ко мне не подошли, не поблагодарили, не сказали теплых слов. Понимаете, там публика не избалованная, не развращенная. Хорошие, чистые люди. Да, собственно, моя публика везде хорошая. И в Перми тоже. Потому что я имею дело с теми, кто не смотрит Первый и второй каналы, а любит «Культуру» или канал «Меццо», и читает нормальные книги.
В прошлом году Евгений Заякин сделал новую программу по произведениям Грига и повести Паустовского «Корзина с еловыми шишками», посвященную столетию со дня смерти великого композитора. Раньше такой синтез литературы и музыки называли литературно-музыкальными композициями.
— Но вы же понимаете, что делаете благое дело, воспитывая и прививая детям вкус к хорошей музыке?
— Это понимаю я и родители, педагоги, директора школ. Они действительно мне рады, как родному. Звонят мне, я звоню им и счастлив, что слышу их. Мы стали друзьями. Мой приезд для них праздник. Кроме того, каждое лето последние шесть-семь лет я езжу в Германию. Немцы, на мой взгляд, — самая музыкальная нация. Там я выступаю в кирхах (а при каждой церкви есть рояль, хор и оркестр) и частных домах для хорошей, эрудированной, подкованной публики. Они знают Чайковского, Скрябина, Рахманинова. Любят Шостаковича. Просят сыграть его сочинения. Очевидно, они там звучат крайне мало, в отличие от Чайковского.


«ПЕРМСКИЕ НОВОСТИ», Маргарита Неугодова. От 14 марта, 2008

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно