Пермская краевая филармония 82-й сезон

Александр Майкапар: «Второго такого органа, как пермский, нет нигде!..»

16 октября 2009

Такого в Перми еще не было — на пермской сцене ошеломленные зрители увидели сразу два органа!

Пермская филармония феномен.

Александр Майкапар: «Второго такого органа, как пермский, нет нигде!.."
Такого в Перми еще не было — на пермской сцене ошеломленные зрители увидели сразу два органа! Филармония решила сделать своим слушателям подарок на открытие нового сезона цикла абонементов «Органисты России», объединив на сцене Органного зала орган-исполин немецкой фирмы «ГЛАТТЕР-ГЁТЦ ОРГЕЛЬБАУ» и передвижной орган-позитив. Для участия в этом необычном концерте было решено пригласить двух представителей известной еще с начала прошлого века династии Майкапаров.

Смелые эксперименты с органом за последние несколько лет стали своеобразным брендом Пермской краевой филармонии. Достаточно вспомнить цикл летних концертов «Органные дуэты», который привлек пермяков возможностью впервые услышать на органе игру в четыре руки, а также оценить новых исполнителей и узнать новые композиторские имена. Гостями проекта «орган в четыре руки», кроме московского и немецкого дуэта, стали органисты из Австралии. И это — тоже впервые в истории пермской музыки.
Появление на одной сцене двух органов потребовало высокопрофессионального и слаженного исполнения. Выбранные для этой миссии, отец и сын Майкапары — Александр и Викентий, преподнесли очень цельную по концепции программу «Вершина фуги». Ее апофеозом стали зеркальные фуги из цикла «Искусства фуги»: если первую из них представить в виде вытянутой в длину ленты, то вторая образуется в отражении зеркала, приставленного к этой ленте сверху или снизу.
Конечно, под таким названием — «Искусство фуги» — можно играть только Баха. Именно он вознес фугу — музыкальное философское эссе, на недосягаемую высоту. «Никому — ни из предшественников Баха, ни из последующих композиторов — не удалось создать фуги, которые столь органично сочетали бы в себе решение сложнейших технических задач с изумительной красотой собственно музыкальных образов». В этом уверен Александр Майкапар, заслуженный артист России и авторитетный искусствовед, внук пианиста и композитора, преподавателя Петроградской консерватории, музыкального писателя, автора прогремевших «Бирюлек» Самуила Майкапара, чьи произведения, несмотря на давность лет, до сих пор переиздаются не только в России, но и за рубежом.
Но бесценный опыт передается не только внутри династии — Александр Евгеньевич долгое время преподавал и охотно общается с молодыми музыкантами, чтобы поделиться пережитым и осмысленным. В день концерта подобный эксклюзивный мастер-класс от Маэстро смогла получить Евгения Камянская и воспитанники ее органного класса.

Вторым участником концерта «Вершина фуги» стал младший представитель династии, Викентий, член Королевского колледжа органистов (Лондон), лауреат Национальной премии «Серебряный голубь».
Несмотря на то что дуэт Майкапаров существует не один год и в его активе несколько записей и телепередач (в том числе для BBC), Пермская филармония приятно удивила артистов:
Александр Майкапар:
— Двойные концерты мы играем регулярно, но все-таки обычно на разных инструментах — например, органе и клавесине. Такого, чтобы на сцене (или в соборе) одновременно находились сразу два органа, практически не бывает. Не только в России, но и в Европе. В Москве с программой, аналогичной тому, что мы исполняем сегодня, можно выступить, пожалуй, только в Римско-католическом соборе. Там целых три органа (четвертый в репетиционном зале). Но!.. Сегодняшний пермский концерт уникален и в некотором роде лучше, потому что здесь — два настоящих духовых органа. И не так, что один — большой, а другой — электронный, как это обычно практикуется. Конечно, я не склонен к ретроградству и понимаю, что с внедрением техники сфера жизни органа значительно расширилась: допустим, у нас дома, как и у многих органистов, есть электроорган. Еще Рахманинов возил с собой в поезде «немую клавиатуру» и занимался на ней, считая что форму музыкант обязан поддерживать. Однако если честно — никому не хочется концертировать на электронном инструменте. Поэтому два настоящих органа на сцене — это действительно беспрецедентное событие.
— Не было ли сюрпризов при знакомстве с пермским органом?
— Общение с органом — это всегда сюрприз, потому что двух одинаковых концертных органов в мире нет. В этом очарование нашей профессии. Да, бывает, что-нибудь не работает, но в любом случае знакомство с органами — это всегда наслаждение.
Во-первых, ваш пермский инструмент очень хороший — и по конструкции, и по музыкальным краскам. Второго такого, как пермский, тоже нет — даже сделанного этой же фирмой. Орган всегда создается в расчете на конкретный зал. Есть одинаковые принципы, которые применяются в определенных видах органов, но расположение кнопок и пр. всегда индивидуально.
Пермский орган — мультиинструментальный: на нем можно играть барочную музыку, романтическую или современную — его возможности позволяют. К тому же он снабжен электронной системой памяти: уже на репетиции можно выбрать регистровку и смену регистров для тех или иных произведений и одним нажатием кнопки занести свой выбор в память инструмента. Не нужно двух ассистентов, чтобы они могли в паузах задвигать-выдвигать регистры… Словом, у «пермяка» — прекрасное техническое оснащение, доступное далеко не всем. А какая прекрасная публика!..

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно