Пермская краевая филармония 82-й сезон

Missa solemnis: Высокий юбилей Уральского камерного хора. Журнал Шпиль.

30 сентября 2010

День рождения Уральского Государственного камерного хора совпал с 75-летним юбилеем его alma mater – Пермской краевой филармонии. Поэтому нынешний сезон, по замыслу художественного руководителя УГКХ, народного артиста России Владислава Новика и директора филармонии Галины Кокоулиной, должен стать для коллектива новым этапом развития. Проекты хора в этом сезоне отличаются эксклюзивностью, глубиной, требуют огромной творческой работы, скрупулезного внимания и консолидации всех организационных сил. И это в то время, когда хоровой жанр в стране переживает очень трудное время!..

Текст: Маргарита Неугодова
Missa solemnis: Высокий юбилей Уральского камерного хора

День рождения Уральского Государственного камерного хора совпал с 75-летним юбилеем его alma mater – Пермской краевой филармонии. Поэтому нынешний сезон, по замыслу художественного руководителя УГКХ, народного артиста России Владислава Новика и директора филармонии Галины Кокоулиной, должен стать для коллектива новым этапом развития. Проекты хора в этом сезоне отличаются эксклюзивностью, глубиной, требуют огромной творческой работы, скрупулезного внимания и консолидации всех организационных сил. И это в то время, когда хоровой жанр в стране переживает очень трудное время!..

«Хоровой» сезон открылся безусловной премьерой: впервые в Органном зале прозвучала Высокая месса h-moll И.-С. Баха в аутентичном исполнении. Уникальность данного проекта заключается в том, что чрезвычайно сложное сочинение – 2,5 часа музыки, включающей в себя пятнадцать хоров, три дуэта и шесть арий в исполнении смешанного хора (от четырех до восьми голосов), солистов (сопрано I и II, альт, тенор, бас), оркестра (две флейты, три гобоя, два гобоя d'amore, два фагота, три трубы, валторна, литавры, струнные), органа и специального клавесина, имеющего барочный строй, - крайне редко исполняется в России и никогда полностью не исполнялось в Перми. Восполнить досадный пробел решили маэстро Владислав Новик и Уральский государственный камерный хор Пермской филармонии. А чтобы месса звучала так, как ее задумал и написал «великий Себастьян», было решено пригласить Pratum Integrum («некошеный луг», лат.) - оркестр, исполняющий аутентичную старинную музыку (это единственный в России коллектив, в котором представлены все группы исторических инструментов) и пять вокалистов из Германии – родины гениального Баха, поскольку свою Высокую мессу композитор писал, прежде всего, для немцев.
Владислав Новик:
- История исполнения Мессы Баха заслуживает отдельного внимания. При жизни композитора сочинение, по-видимому, целиком ни разу не исполнялось, а после смерти Баха попало к его сыну, Карлу Филиппу Эмануэлю. В 1786 году он исполнил Credo из Мессы, однако внес в партитуру отца значительные изменения: добавил лиги, динамические указания, где-то изменил инструментовку, а к некоторым номерам даже дописал вступления.
В XIX веке к баховскому автографу отнеслись еще менее трепетно. В начале века Мессу включили в свой репертуар самые разные хоровые общества, певческие союзы и певческие академии. Считалось, что развитие музыки идет по пути непрестанного прогресса, а значит, Месса Баха будет лучше звучать в инструментальном наряде Вебера, Мендельсона, Брамса и Брукнера. Так сложилась романтическая традиция исполнения этого сочинения, предписывающая исполнять Мессу грандиозным хором и оркестром (состав музыкантов, принимавших участие в исполнении, мог достигать 170, а порой и 200 человек!). Это традиция, процветавшая где-то до середины XX столетия, совершенно не учитывала обстоятельств, при которых были созданы хоровые сочинения Баха: церковь и школа Св. Фомы, маленький хор, состоящий из мальчиков и юношей, маленький оркестр, барочные инструменты. Утонченная партитура мессы вязла в «жирной» инструментовке. Многое не были слышно: если не глядеть на играющих оркестрантов и поющих хористов, можно было подумать, что некоторые строки просто выкинули из партитуры.
Лишь во второй половине ХХ века ситуация с исполнением Мессы и других сочинений Баха стала кардинально меняться. Появились музыканты, желающие возродить старинные исполнительские традиции. У истоков этого направления стоял, в частности, Николаус Арнонкур, в 1968 году впервые записавший Мессу Баха на исторических инструментах. Первое подобное исполнение Мессы в России состоялось в 1989 году, ее привез в Москву нидерландский дирижер Франс Брюгген.
В русле этой наиболее актуальной в наше время исполнительской традиции, называемой историческим исполнительством, находится и пермское исполнение Мессы. Небольшое по меркам XIX – XX веков и оптимальное для Баха число оркестрантов, играющих на старинных инструментах, камерный хор и пятеро солистов стремились воссоздать первоначальный звуковой облик Мессы – тот, в котором она могла предстать во времена Баха, более двух с половиной столетий назад.
После католического Рождества поклонников хора ждет сразу две премьеры в рамках программы «Хоровая музыка наших современников»: сочинение для хора и органа уральского композитора Максима Басока на стихи Бориса Пастернака «Рождественская звезда» и мировая премьера хорового цикла русско-французского композитора Юлия Гальперина на стихи Даниила Хармса «На всякий случай». «Я давно хотел сделать программу ультрасовременной музыки, - рассказывает Владислав Адамович. - Еще обучаясь в аспирантуре в Риге, занимался именно современной и западной музыкой. И все удивлялся, почему российские хоры любую музыку исполняют так по-русски? Видимо, понимание хорового искусства еще не было достаточно глубоким. Но и сегодня есть хоровая музыка и хоровое пение. И особняком - хоровое искусство. Это не одно и то же, их часто путают, еще с советских времен. Хоровое пение – это когда поют все. А хоровым искусством занимаются избранные. И это касается не только коллективов, дирижеров, но и композиторов, которые, к сожалению, пишут для хоров очень мало. Поэтому для нас так важна эта программа».
Среди других ярких событий сезона – «Хоровая Теодиция» Георгия Свиридова. По словам Владислава Новика, «Свиридов хорами вообще исполняется крайне редко. Причину этого я вижу в падении исполнительского уровня как профессиональных, так и полупрофессиональных хоров… В свое время, когда мы готовили к выходу диск с сочинениями Свиридова, я переписывался с композитором. На той пластинке мы представили разные стороны его творчества. Сейчас же хотим показать духовные сочинения – хоровые обращения к литургическому тексту в самых разных аспектах. И это, безусловно, потребует огромной концентрации всех сил…»
«Хоровую Теодицию» Свиридова можно будет услышать в мае в Органном концертном зале.

Галина Кокоулина, директор Пермской краевой филармонии:
- Профессиональных хоровых коллективов в России немного. На Урале – единицы. Камерный хор филармонии, который в этом сезоне отмечает свое 35-летие, - почти ровесник подобных коллективов из Москвы и Санкт-Петербурга. С первого дня в хоре – его художественный руководитель и главный дирижер – народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства маэстро Владислав Новик.
Сохранение национальных певческих традиций – высокая миссия камерного хора Пермской филармонии. Профессиональный уровень и творческие достижения – повод гордиться уникальным коллективом. Неслучайно Уральский камерный хор Пермской филармонии, который хорошо знают и в России, и в Европе, получает массу предложений по организации гастролей за рубежом.


Из истории Мессы
В истории музыки Нового времени есть две исключительные мессы: Месса си минор Баха и «Торжественная месса» Бетховена. Первая стала венцом духовной музыки эпохи барокко, вторая – эпохи классицизма. За Мессой си минор укрепилось название, данное ей в XIX веке, – «Высокая месса» (Hohe Messe). Мало кто знает, что русский буквальный перевод немецкого словосочетания Hohe Messe вводит в заблуждение: эту мессу, как и бетховенскую, правильнее было бы назвать «Торжественной» или, по-латыни, Missa solemnis.
Что обозначал термин «торжественная»? В XVIII веке stilus solemnis («торжественный стиль») применялся как в церковной протестантской, так и в католической музыке на воскресных и праздничных службах. Обычный исполнительский состав (хор, струнные, орган, иногда тромбоны) дополнялся трубами, литаврами и певцами-солистами. Однако в самых торжественных случаях участие в богослужении мог принимать полный оркестр с деревянными духовыми и валторнами. К таким случаям относились, к примеру, коронация, освящение нового собора, празднование военной победы или заключения мира. Месса, предназначенная для таких исключительных мероприятий, имела особое название – missa solemnis.
Месса Баха – это настоящая missa solemnis: для ее исполнения необходим хор, солисты и полный оркестр (кроме струнных и органа, в нем есть флейты, гобои, фаготы, валторна, трубы и литавры). Повод, ради которого создавал ее Бах, никому не известен. По догадкам исследователей, им могла быть церемония освящения нового здания дрезденской Придворной церкви, построенного зодчим Гаэтано Кьявери. Увы, Hofkirche была освящена лишь 29 июня 1751 года, через 11 месяцев после смерти Баха, и его месса не была исполнена на этом торжестве.
Месса си минор написана на полный текст ординария латинской мессы. (Ординарием называют постоянные, неизменяемые части мессы, в отличие от проприя — чтений и песнопений, изменяемых в зависимости от литургического дня.)
Бах был лютеранином, а потому его полная латинская Месса породила среди исследователей вопрос, которых звучит примерно так: какой же была
Месса си минор для ее автора – лютеранской или католической? В настоящее время мы можем с уверенностью ответить, что разговоры о католическом предназначении Мессы не имеют под собой никаких оснований. Во времена Баха латынь все еще украшала лютеранский обряд, и обращение к латинским литургическим текстам было делом обычным и даже модным для композиторов-лютеран. Другой вопрос, что полная месса, как правило, подразумевала мессу на особый случай, «торжественную», и, следовательно, была редкой разновидностью богослужения как у лютеран, так и у католиков.
Части си-минорной Мессы появлялись на свет в разные годы. Самая ранняя из них – Sanctus – написана на Рождество 1724 года. К лету 1733 сочинена Missa (части Kyrie и Gloria) и в качестве дара преподнесена курфюрсту Саксонскому Фридриху Августу II. С августа 1748 по октябрь 1749 были написаны остальные части Мессы, представляющие собой, в основном, переработки более ранних сочинений Баха. Итак, завершенная, как полагают, в последние годы или даже в последние месяцы жизни композитора, Месса стала для него творческим итогом, для которого он отобрал и объединил в целое лучший материал из образцов разных лет.

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно