Пермская краевая филармония 82-й сезон

«Поющий голос сердца»

«Поющий голос сердца»
6 апреля 2016

Пермская филармония приглашает послушать «Голос мира» и лучшего камерного пианиста России

Пермская филармония в рамках своего 80-летнего юбилея и в рамках абонемента «Поющий голос сердца» представляет: единственный сольный концерт лауреата Первой премии и приза зрительских симпатий на Международном конкурсе вокалистов «Радио Франс» в Париже, лауреата Международного конкурса BBC «Голос мира», лауреата II премии Первого Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской, II премии XIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского, солистки Нью-Йоркской «Метрополитен-опера», Латвийской Национальной оперы и Михайловского театра Петербурга, приглашенной солистки Пермского театра оперы и балета им. Чайковского Олеси Петровой и одного из лучших камерных пианистов страны, заслуженного артиста России Алексея Гориболя. Кстати, наиболее удачные свои выступления на концертной эстраде певица дала именно с Алексеем Гориболем – пианист стал для нее не просто равноправным творческим партнером, но мастером-наставником, без встречи с которым ее карьера, возможно, развивалась бы совсем иначе…

Программа вечера выстроена так, чтобы представить талант музыкантов во всем его масштабе: в первом отделении прозвучит в первом отделении прозвучит вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано Роберта Шумана «Любовь и жизнь женщины», оp.42, на слова немецкого поэта А. Шамиссо. Автор рисует «эмоциональные стадии» жизни женщины: первую любовь, обручение, за¬мужество, появление ребенка, потерю мужа. Шумановская музыка (8 песен) отражает чуткое проникновение композитора в женский эмоциональный мир. В соответствии с поэтическим стилем Шамиссо, драматургия этого цикла простая, без внутренней контраст¬ности. Музыка вся в светлых тонах, за исключением неожиданного поворота в последнем трагическом романсе «Мне в первый раз на¬носишь ты удар». Обобщающее значение фортепианной партии проявляется в постлюдии цикла. После заключительного романса, в котором женщина оплакивает смерть мужа, солирующее форте¬пиано точно повторяет музыку начального куплета вступительной песни, где молодая девушка рассказывала о первой встрече с любимым…

Завершит первое отделение две песни из цикла «Волшебный рог мальчика» - «Воспоминание», «Там, где звучит прощальный рог» и песня «Души моей ничто не чарует» на слова Ф. Рюккерта Густава Малера.

Малер - это божественная музыка, довольно редко звучащая, песни носят глубоко автобиографический смысл и относятся к самому счастливому времени для композитора — знакомству и женитьбе на Альме Шиндлер, первой красавице Вены, умной и талантливой двадцатилетней девушке, с которой его связало глубокое чувство.

«Волшебный рог мальчика» — песни, написанные на стихи из сборника немецких народных песен с одноименным названием. Фактически образуют два цикла: первый, для голоса и фортепиано, был создан в 1887—1891 годах, второй, для голоса и оркестра, — в 1892—1901 годах.

Изданный в 1806—1808 годах сборник «Волшебный рог мальчика», составленный поэтами из гейдельбергского кружка романтиков Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано, на протяжении многих лет был одной из настольных книг Малера: тексты из этого сборника композитор использовал во Второй, Третьей и Четвёртой симфониях, вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья» также открывается стихами из «Волшебного рога».

Название «Волшебный рог мальчика» закрепилось за циклом песен для голоса с оркестром, который Малер начал писать в Гамбурге; однако ещё задолго до этого, в Лейпциге (где он работал до мая 1888 года) и позже в Будапеште, Малер положил на музыку 7 песен из сборника Арнима и Брентано. Как и «Песни странствующего подмастерья» (в первоначальной редакции), они были написаны для голоса и фортепиано, и 13 ноября 1889 года в Будапеште, состоялось их первое публичное исполнение; солировала Бьянка Бьянки (сопрано), аккомпанировал на фортепиано автор. В 1890 году Малер добавил к этому циклу ещё две песни.

Второе отделение будет полностью посвящено романсам Чайковского, посвященные одной из выдающихся представительниц русской вокальной школы - Елизавете Лавровской (контральто). Он отмечал «чудный, бархатный, сочный» голос Лавровской, художественную простоту её исполнения, глубокое проникновение в стиль музыкального произведения. Он писал о Лавровской: «И что всего дороже в Лавровской, так это то, что она не прибегает ни к каким внешним эффектам, ни к какому театральничанью… чтобы очаровать слушателя. Нигде не дает себе чувствовать стремление угождать известным, общепринятым на итальянской сцене рутинно-эффектным приемам… Лавровская никогда не выходит за пределы строгой целомудренной художественности…». Лавровская подала Чайковскому мысль написать оперу на сюжет «Евгения Онегина» Пушкина. В расчёте на контральто Лавровской он написал партию Морозовой в своей опере «Опричник». Лавровская была дружна с Ф. Достоевским (вела с ним переписку), Н. Рубинштейном, С. Танеевым, Ц. Кюи, А. Гречаниновым, И. Тургеневым, Инайят Ханом.

Чайковский посвятил Лавровской шесть романсов. Один из пяти следующих романсов – «Ни слова, о друг мой» посвящен педагогу и музыкальному критику Николаю Кашкину, с которым Чайковский вместе работал над составлением первоначального сценария «Евгения Онегина», а один - «Нам звезды кроткие сияли» – императрице Марии Федоровне, жене императора Александра III, матери Николая II, с которой был знаком лично.

Купить билет онлайн

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно