Пермская краевая филармония 82-й сезон

Испепеляющий трагичностью

Испепеляющий трагичностью
25 ноября 2014

Пермская краевая филармония отметила 80-летний юбилей Альфреда Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998) по праву считается одним из наиболее значимых композиторов России второй половины ХХ века, отразившим в своих произведениях острые проблемы современности. Его новаторское искусство отличается напряженной экспрессией, драматургической заостренностью, необычными, но всегда оправданными звуковыми открытиями. Ему принадлежат произведения самых разных жанров, хотя особое внимание композитор уделял симфоническим и камерно-инструментальным сочинениям.

В вечере приняли участие Уральский Государственный камерный хор Пермской краевой филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр – народный артист России Владислав Новик), солистка Пермской филармонии Евгения Камянская, орган, лауреаты международных конкурсов

Наталья Шамарина, фортепиано (Пермь), Марина Окуневич, фортепиано (Пермь), Анна Анисимова, скрипка, Игорь Бобович, виолончель (Москва), заслуженный артист России Рустам Зиганшин, труба (Пермь).

Хор филармонии исполнил «Три духовных хора» - единственное сочинение композитора на православный литургический текст, созданное в 1984 году. Три хора складываются в цикл, имеющий сквозную линию драматургического развития: от написанного в пастельных тонах, «завуалированного» первого хора («Богородице Дево, радуйся»), через экспрессию и динамизм мольбы о милости во втором хоре («Господи Иисусе») к просветленному обобщающему финалу («Отче наш»). Для цикла характерно образное единство хоров за счёт интонационного родства.

Соната для скрипки и фортепиано № 1 (1963) прозвучала в исполнении Анны Анисимовой (скрипка) и Марины Окуневич (фортепиано). Произведение посвящено Марку Лубоцкому — немецкому скрипачу и музыкальному педагогу российского (СССР) происхождения.

Сонату для виолончели № 1 пермяки услышали в исполнении Игоря Бобовича (виолончель) и Натальи Шамариной (фортепиано). Соната была написана Шнитке в 1978 году и посвящена первой ее исполнительнице – великой виолончелистке Наталии Гутман. Характерное для сочинений 1970-х годов обращение композитора к традиционным принципам, использование элементов фольклорного искусства, относительная простота и выразительность музыкальных средств не помешали автору создать мощное, контрастное звуковое полотно, то «испепеляющее» своей трагичностью, то «убаюкивающее» мертвенной безысходностью. Три части Сонаты следуют без перерыва, как бы подчеркивая неразрывность человеческих ощущений. Фортепианное творчество было представлено Вариациями на один аккорд (1966) - показательное додекафонное сочинение Шнитке. Оно написано как бы для клавиатуры из 12 клавиш. Образец инструментального «театра миниатюр» представлен в сочинении Шнитке 60-70-х годов - «Сюите в старинном стиле». Работа композитора над «Сюитой в старинном стиле» охватывает длительный период – с 1965 по 1972 годы. Отдельные пьесы из педагогического сборника стали музыкальной канвой для звукового оформления двух кинофильмов Элема Климова – «Похождение зубного врача» (1965) и «Спорт, спорт, спорт» (1970). И лишь в 70-е годы, окончательно завершенная «Сюита в старинном стиле» становится концертным произведением.

После концерта пермские поклонники Альфреда Шнитке благодарили музыкантов и директора краевой филармонии Галину Кокоулину за то, что в юбилейный год великого композитора они дали им возможность еще раз прикоснуться к творческому наследию музыкального гения XX века.

Вернуться

Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно